Предыдущая Оглавление

В 1973 г. для реактивных учебно-тренировочных самолетов (УТС) была разработана модификация АИ-25ТЛ. По сравнению с базовым этот двигатель имеет увеличенную на 15% тягу, повышенные степень сжатия и температуру газа перед турбиной, охлаждаемую ступень турбины. АИ-25ТЛ оборудован специальной системой смазки, обеспечивающей работу подшипников в условиях перевернутого полета. Чешский УТС L-39 с этим двигателем нашел массовое применение во многих странах.

В соответствии с межправительственным соглашением о создании на базе L-39 УТС с улучшенными техническими данными в «Прогрессе» создали более мощный и экономичный двигатель ДВ-2 взлетной тягой 2200 кгс. Он отличается компактной модульной конструкцией и умеренными требованиями к обслуживанию в эксплуатации. В 1990 г. ДВ-2 успешно прошел госиспытания и передан в серийное производство на завод ЗВЛ «Поважске строярне» в Словакии. Он устанавливается на УТС L-59.

В середине 70-х гг. впервые в практике отечественного авиадвигателестроения конструкторами «Прогресса» был разработан проект турбореактивного двигателя Д-36 с высокой степенью двухконтурности. Конструкция его выполнена по трехвальной схеме с широким использованием титана и применением прогрессивных конструкторских и технологических решений. Например, принципа модульности, что позволяет производить замену отдельных модулей двигателя непосредственно в эксплуатации. Для повышения надежности Д-36 в его узлах реализованы такие прогрессивные технические решения, как вентиляторные лопатки с высоким к.п.д. и повышенной прочностью, способные в полете выдерживать удар дикой утки; непробиваемый корпус вентилятора, упрочненный композиционными материалами; упруго-масляные демпферы подшипниковых опор; электронно-лучевая сварка роторов и другие. По уровню шума и эмиссии вредных веществ этот двигатель удовлетворяет требованиям международных норм. Д-36 устанавливается на самолеты Як-42, Ан-72 и Ан-74. За участие в создании Як-42 зам.гл.конструктора А.П.Щелоку присуждена Государственная премия СССР.

На базе двигателя Д-36 в ЗМКБ был разработан самый мощный в мире турбовальный двигатель Д-136 для вертолетов Ми-26 и Ми-26Т. В 1977 г. начались его стендовые испытания, а в 1982 г. он передан в серию. Д-136 состоит из семи модулей, пять из которых идентичны соответствующим модулям Д-36, что значительно упрощает серийное производство и ремонт. За участие в создании вертолета Ми-26 гл.конструктору Ф.М. Муравченко присуждена Государственная премия СССР.

Новым крупным шагом ЗМКБ стало создание двигателя Д-18Т для сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124«Руслан» и Ан-225 «Мрiя». Эта разработка потребовала решения целого ряда научно-технических проблем в области газодинамики, прочности, теплообмена, трехмерного математического моделирования, автоматизации проектирования и технологии производства. В качестве прототипа для газодинамического моделирования Д-18Т был использован Д-36 с некоторой корректировкой основных узлов.

50Zap005.jpg

Двигатель Д-27 на испытательном стенде

Д-18Т имеет технические данные на уровне лучших зарубежных двигателей для гражданской авиации. Его низкий удельный расход топлива обеспечен большими значениями степени повышения давления и степени двухконтурности. Малая удельная масса двигателя определяется высокими параметрами рабочего цикла, его рациональной конструкцией, применением современных материалов и технологии. Как и Д-36, Д-18Т выполнен по трехвальной схеме. Он состоит из 17 модулей, которые могут заменяться непосредственно эксплуатантами без капитальных заводских ремонтов, что позволяет эксплуатировать двигатель по техническому состоянию.

В 1979 г. на «Прогрессе» начали проектирование винтовентиляторного двигателя Д-236Т с редуктором для привода соосных винтовентиляторов противоположного вращения на базе газогенератора Д-36. В 1981 г. был разработан его эскизный проект, а в 1985 г. начались испытания. В это же время проводились работы по созданию принципиально нового винтовентиляторного двигателя Д-27 с высокими параметрами газодинамического цикла для транспортных самолетов Ан-70 и Ан-70Т. Этот двигатель имеет значительно более высокую топливную эффективность, чем современные турбореактивные двухконтурные двигатели (см.таблицу). Первые испытания газогенератора Д-27 проведены в 1988 г., а в 1990 г. он был установлен на летающую лабораторию Ил-76 и прошел полный комплекс исследований. В 1993 г. четыре двигателя Д-27 были установлены на первом экземпляре Ан-70.

В настоящее время продолжаются работы по созданию двигателей Д-436Т1 и Д-436Т2 для Ту-334, Бе-200, Як-42М, Ан-72 и Ан-74, Д-18Т1 для Ан-218, разрабатываются прогрессивные модификации турбовального вертолетного двигателя Д-127 и двигателя со сверхвысокой степенью двухконтурности Д-727 на базе Д-27. На базе ДВ-2 создается двигатель АИ-22, предназначенный для новых административных самолетов. Ведутся работы по созданию на базеД-18Т сверхмощных двигателей с тягой до 40000 кгс, а также по другим направлениям, определяемым тенденциями мирового авиадвигателестроения.

К рубежу своего 50-летия ЗМКБ «Прогресс» им. академика А.Г. Ивченко превратилось в крупное авиационное предприятие Украины, укомплектованное высококвалифицированными кадрами конструкторов, оснащенное самым современным оборудованием для проектирования, изготовления, исследований и испытаний конкурентоспособных на мировом рынке изделий авиационной техники.

В заключение необходимо отметить, что история ЗМКБ тесно связана с историей АО «Мотор Ciч». В жизни обоих коллективов были периоды успехов и неудач, случались споры и разногласия, но всегда их объединяла общая цель - дать авиации и народному хозяйству современные двигатели. Эти два предприятия составляют основу для развития авиадвигателестроения в Украине.

Двигатели ЗМКБ "Прогресс"

АИ-14РФ

АИ-26В

АИ-14В

АИ-25

АИ-25ТЛ

Д-36

Д-18Т

АИ-20А

АИ-24

Д-136

Д-27

Тяга, кН (Мощность, кВт)

(221)

(423)

(188)

14,7

16,9

63,7

230

(2940)

(1880)

8380

(10297)

Масса, кг

230

450

242

348

400

1100

4100

1080

600

1050

1650

Габаритные размеры, мм

диаметр

985

1272

985

длина

1993

3358

3324

4792

3096

2346

3964

4198

ширина

820

942

1541

2650

842

677

1670

1259

высота

896

928

1711

2765

1180

1075

1161

1395

Удельный расход топлива

на взлетном режиме, г/(Нч)

58,1

61,0

38,2

35.7

г/(кВтч)

360:

306

346

353

364

269

125

на крейсерском режиме, г/(Н ч)

81,1 1

83,1 1

66,22

60,03

г/(кВтч)

96

1 Высота полета Н=6 км, Маха число полета М=0,48. 2 Н=8 км М=0,75. 3 Н=11 км, М=0,75

Предыдущая Оглавление