Предыдущая Оглавление Следующая

Afg78009.jpg

Советские военные советники и переводчики среди афганских авиаторов. Крайний слева - переводчик А.Мирзоев, рядом с ним - преподаватель кандидат технических наук подп-к А.Латиф, пятый слева - советник-преподаватель подп-к А.Н.Добролюбов, седьмой - советник-преподаватель подп-к Н.В.Ткач , второй справа - переводчик И.Изосимов. Баграм, осень 1979 г.

Следует отметить, что наиболее активные воздушные бойцы постоянно подвергались угрозам на земле. Для многих из них самым слабым местом была беззащитность семей. Сами летчики всех уровней, включая главное командование, большую часть дней и ночей проводили на службе. У каждого в кабинете стояла кровать, каждый имел личное оружие. Эти летчики просили не афишировать свои боевые достижения. Когда же политработники все-таки попробовали учить других на их боевых примерах и опубликовали материалы в газетах, в отношении передовых экипажей последовали попытки покушений и диверсий. Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя и свою семью, многие авиаторы просили включать советников в состав экипажей или боевых порядков. Это потом давало возможность объяснить, что они действовали "из-под палки" по принуждению "шурави". Такие предложения совпадали и с нашими интересами, т.к. давали возможность усилить контроль за боевыми действиями афганской авиации, особенно при нанесении плановых ударов по базам и выявленным целям.

Неординарные военные и политические события следовали в Афганистане одно за другим. В той или иной мере в них принимала участие авиация, а они, в свою очередь, оказывали влияние на положение дел в авиации. Так, Амин после свержения Тараки в сентябре-октябре 1979 г. неожиданно стал пользоваться "Боингом-727" с американским экипажем и обслуживающим персоналом. На нем он совершил вояжи в Италию, Францию и другие страны. Расширение присутствия американцев на кабульской базе, а также полное отсутствие информации о содержании переговоров и визитов вызывало тревогу. Но Амин объяснял, что дело это временное, что американцы позволили купить этот самолет на ранее замороженные у них средства, что в ближайшее время "Боинг" сдадут в аренду Индии, а Афганистан будет пользоваться советскими Ту-154 и Ил-62. Объяснения были выслушаны, однако подозрения советского руководства в том, что Амин завербован ЦРУ, только укрепились.

Вылеты на боевое применение. Август 1979 г.

24.08

25.08

26.08

27.08

28.08

29.08

30.08

Всего

МиГ-21

8

9

-

6

-

1

6

30

Су-7

12

11

6

12

-

5

10

56

Ил-28

2

2

1

12

4

6

5

32

МиГ-17

8

9

15

18

12

10

12

84

Ми-24

3

2

.

3

5

9

7

29

Ми-25

2

8

6

5

2

6

8

37

Ми-8

12

13

41

28

28

31

36

189

L-39

4

-

-

-

6

1

11

Ил-14

2

5

3

5

2

5

5

27

Ан-26

18

12

18

14

15

14

16

107

Ан-2

6

6

5

5

3

4

7

36

Ан-12

13

-

-

24

-

16

-

53

"Бахтар"*

7

2

-

3

3

6

11

32

Всего

97

79

95

135

80

114

123

723

* Вылеты авиакомпании "Бахтар" в интересах Вооруженных сил ДРА,

С. 21 августа по 10 октября 1979 г. только на боевых самолетах и вертолетах в ВВС ДРА было выполнено 1205 боевых вылетов.

Дальнейшие события еще более усилили напряженность между лидерами СССР и ДРА. В первой половине ноября 1979 г. пара Су-7БМК из 355-го АПИБ нанесла бомбовый удар по советской территории. В таджикском селении в районе Хорога осколочно-фугасные бомбы разрушили несколько домов, погибли мирные жители. В оправдание летчики говорили, что заблудились, этот удар - недоразумение. Они, как обычно, летали без карт и ориентировались визуально. Но ни о каком наказании виновных мы не слышали. Амин предпринял несколько безуспешных попыток принести извинения, в том числе написал личное письмо Брежневу, которое генерал Горелов передал министру обороны Устинову. Но ответа не последовало. А может быть, он последовал 27 декабря 1979 года?...

Предыдущая Оглавление Следующая