Разбитый Ан-2 ВВС ДРВ
Не обошлось без участия Ан-2 и в афганской войне. Тут, помимо транспортной работы, они использовались в качестве разведчиков-корректировщиков. Высокая маневренность позволяла самолетам успешно работать в ущельях, прочность конструкции - переносить многочисленные боевые повреждения, а слабое инфракрасное излучение от двигателя - избегать поражения ракетами ПЗРК. В списках потерь советских и афганских ВВС, опубликованных в западной прессе в 80-е гг., антоновские бипланы отсутствуют.
Пришлось «понюхать пороху» Ан-2 и в Никарагуа. По данным очевидцев, на нескольких машинах сандинисты демонтировали сельхозоборудование, а взамен под нижним крылом и фюзеляжем установили три бомбодержателя для 100-кг бомб. В таком виде самолеты совершили несколько вылетов против отрядов «контрас».
Обширным полем боевой деятельности для Ан-2 стала бывшая Югославия, и в первую очередь - Хорватия. После распада СФРЮ вся боевая авиация досталась сербам. Желая хоть как-то изменить положение, хорваты приспосабливали для военных целей буквально все, что могло подняться в воздух. Так, на базе сельхозавиаотряда г. Осиек было создано подразделение, имевшее на вооружении около десятка Ан-2. Этот отряд хорошо зарекомендовал себя в боях за Вуковар, где Аны применялись для транспортных перевозок и ночных бомбардировок. Бомбы, как правило самодельные, загружались в фюзеляж и выбрасывались через открытую дверь. Подобные удары наносили противнику скорее моральный ущерб, но все же отмечен случай, когда такой бомбой уничтожили землянку, в которой находился сербский штаб.
С 3 ноября по 2 декабря 1991 г. хорватские «двойки» совершили 68 ночных налетов. Благодаря отличной маневренности им удавалось уходить от атак истребителей Югославской народной армии (ЮНА), а из-за низкой инфракрасной заметности избегать попадания ракет ПЗРК. Известен случай, когда ночью прежде чем сбить хорватский Ан-2, сербы выпустили по нему 16 (!) ракет. Всего в ходе боев под Вуковаром хорватская сторона признала потерю на земле и в воздухе не менее пяти Ан-2. Известны обстоятельства гибели двух из них: один был сбит ракетой ЗРК SAM-6 (по западной классификации), другой - зенитной артиллерией. Имеются сведения и о других потерях хорватских Ан-2: 8 сентября истребитель-бомбардировщик ВВС ЮНА «Орао», штурмуя аэродром г. Осиек, уничтожил один самолет 57-мм НУРСами. 15 сентября сербская авиация уничтожила на земле еще несколько «двоек».
Помимо действий против военных объектов, хорваты несколько раз использовали Аны в налетах на колонны сербских беженцев, что является военным преступлением. А один Ан-2, перекрашенный для быстрой идентификации в красный цвет, применялся для курьерских полетов, в том числе в Италию, с одного из аэродромов полуострова Истрия.
В начале 1992 г. бои в Хорватии прекратились, но в результате их на ее территории появилась никем не признанная Республика Сербская Краина. В январе-феврале 1993 г. хорватские войска провели операцию, пытаясь ее ликвидировать. В ходе боев использовалась авиация, в том числе и Ан-2, наносившие бомбовые удары по позициям и важным объектам противника. Один из них был подбит при налете на нефтепромысел у села Джелетовици. Экипажу удалось совершить вынужденную посадку, но, пытаясь уйти, летчики попали на минное поле и погибли.
В 1992 г. бои развернулись на территории бывшей Союзной Республики Босния и Герцеговина, где все воюющие стороны активно задействовали авиацию. Хорваты продолжали применять Ан-2 и 2 июля потеряли один самолет от огня ПВО. Боснийские сербы, прибрав к рукам всю технику местных аэроклубов, использовали Ан-2 как разведчики и легкие штурмовики. При бомбардировке позиций мусульман близ г. Сребреница в марте 1993 г. один их самолет был сбит. В конце 1992 г., после ультиматума стран НАТО, конфликтующие стороны прекратили использование боевой авиации. Тем не менее хорватские Аны продолжают летать в Боснию, перевозя различные грузы, эвакуируя раненых и т.п.
Хорватский Ан-2
К сожалению, Ан-2 «отметились» в конфликтах на территории бывшего СССР. Так, в ходе многолетней войны в Нагорном Карабахе армянские и азербайджанские Аны используются для доставки военных грузов в зону боевых действий и вывоза оттуда раненых, а в первое время беженцев. По данным прессы, минимум один армянский Ан был сбит. Имелись Ан-2 и в распоряжении генерала Дудаева, но в трагических чеченских событиях они участия не приняли, так как в начале декабря 1994 г. российская авиация уничтожила их на аэродромах базирования.
В завершение стоит отметить, что эта публикация не вобрала в себя все факты боевого использования Ан-2, однако недостаток точных данных не позволяет развить тему шире.
Тип самолета |
Двигатель |
Длина, м |
Размах верхнего крыла, м |
Взлетный вес, кг |
Скорость, км/ч |
Практический потолок, м |
Время набора 8000 м, мин |
Продолжительность полета, ч |
Разбег, м |
Пробег, м |
||
Тип |
Мощность, л.с. |
На высоте/ км |
Посадочная |
|||||||||
Ан-2 |
АШ-62ИР |
1000 |
12.4 |
18.18 |
5250 |
250/1.6 |
85 |
4440 |
-- |
3 |
180 |
170 |
АН-2НАК |
АШ-62ИР |
1000 |
12.6 |
18.18 |
5250 |
256/2 |
85 |
4500 |
- |
4 |
200 |
240 |
Ан-6 |
АШ-62ИР (ТК-19) |
1000 |
13.2 |
18.18 |
5250 |
280/? |
85 |
11000 |
- |
4 |
180 |
170 |
АН-2А (проект) |
АШ-19ИР (ТК-19) |
1000 |
13.2 |
18.18 |
5220 |
285/8 |
87 |
10000 |
55 |
3 |
180 |
140 |
Ан-3 (проект 1958 г.) |
АШ-62ИР (ТК-19) |
1000 |
12.4 |
27.5 |
5150 |
290/8 |
80 |
12000 |
50 |
4 |
160 |
140 |