Предыдущая Оглавление

Приглашаю Хрущева и O.K. в салон, затем вхожу сам. В проеме входного люка останавливается Ольга Иващенко.

O.K. докладывает Хрущеву характеристики самолета и выдвигает идею о том, что, поскольку самолет совершенно безопасен и очень прост в управлении, не нуждается в аэродромах, его следует отдавать не только в Аэрофлот, но и продавать директорам крупных совхозов и председателям колхозов. Они, обследуя угодья, могут не трястись часами по бездорожью на своих "бобиках", а осматривать поля сверху и выполнять при необходимости посадки у полевых станов.

Идея импонирует Хрущеву, поскольку в это время по его инициативе начинают создаваться гигантские агропредприятия в Казахстане и на Кубани. Он одобрительно кивает головой. Идиллическую беседу прерывает реплика Ольги Ильиничны:

- Никита Сергеевич, действительно прекрасный самолет. Смотрите, какие у него большие окна: каждый початок кукурузы можно с воздуха рассмотреть.

Шея и затылок Хрущева мгновенно наливаются кровью, он медленно поворачивает голову и говорит:

- Тебе что, больше сказать не о чем?

Видимо, реплики о кукурузе набили Хрущеву оскомину.

Беседа Хрущева с O.K. как-то сама собой блекнет и затухает. Все молча выходят из самолета и идут к столу, установленному у края летного поля и сплошь покрытому бутылками с минералкой, смотреть показательные полеты. По окончании полетов гости рассаживаются по машинам и уезжают с аэродрома.

К "Пчелке" подъезжают O.K. с Курлиным.*** O.K. просит отвезти его в Святошино**** и садится на правое кресло в пилотской кабине. Быстренько оформляю полетный лист, Антонов его утверждает. Мы взлетаем. Я стою в проеме двери пилотской кабины между Курлиным и O.K.

- Давайте полетим не напрямую, как обычно, а вдоль шоссе: догоним и поприветствуем гостей, - предлагает O.K. Мы догоняем процессию в тот момент, когда она проезжает мост через речку Ирпень. Курлин снижается до высоты 20-25 метров и делает над головной машиной несколько крутых виражей. Хрущев поднимается с сиденья и приветствует нас взмахами соломенной шляпы.

Делаем посадку в Святошино, высаживаем Антонова и тут же возвращаемся в Гостомель. На следующее утро, когда были обговорены все подробности вчерашнего визита и началась обычная работа, меня неожиданно вызывает заместитель генерального конструктора А. В. Болбот. Через полчаса мы с ним едем в ЦК КПУ. Разговор по дороге о чем угодно, только не о цели нашей поездки.

Получив пропуска, поднимаемся мимо постового милиционера на 3-й этаж. На лестницах и в коридорах, устланных толстыми мягкими дорожками и коврами, царит непривычная моему уху тишина. Совершенно не видно людей. Невольно думаю, что этот штаб не похож на Смольный. Заходим в маленький кабинет, где сидит какой-то инструктор.

- Это Киржнер? - обращается он к Болботу и, получив утвердительный ответ, отправляет меня в другой кабинет.

AnHru004.jpg AnHru005.jpg
Никита Сергеевич поясняет, как сделать кольцо вокруг фюзеляжа Ан-10. Слева заместитель главного конструктора А.Я. Белолипецкий Осмотр шасси Ан-10. Слева направо: О.И. Иващенко, Н.С. Хрущев, О.К. Антонов, Н.В. Подгорный

Вхожу. За совершенно голым полированным столом сидит человек лет 35 с угрюмым непроницаемым лицом. Не отвечая на мое приветствие и не приглашая сесть, задает вопросы, глядя куда-то в сторону.

-     Фамилия, имя, отчество? Должность? Отвечаю.

-    Это вы вчера летали над правительственной делегацией?

Ах, вот оно что! Все сразу становится понятным.

-     Да, я тоже находился в самолете.

 - На какой высоте летел самолет? - спрашивает он и достает из ящика стола вчерашний полетный лист.

Как он попал в ЦК, да еще так быстро, остается загадкой.

-    У вас же полетный лист, там все сказано, зачем вы спрашиваете? 200 метров, как обычно.

-    А на какой высоте вы фактически летали и почему уклонились от маршрута?

-     Я не знаю, я сидел в пассажирском салоне и читал газету.

-   Но в окно ты же видел, на какой высоте вы летели и какие выкидывали "номера"?

-   Я в окно не смотрел.

-    Кто еще был в самолете, кроме тебя и летчика?

-  Генеральный конструктор.

-  Он тоже сидел в салоне и читал газету?

-  Нет, он сидел в кабине пилотов.

-  Так может быть это он давал команду лететь над головами членов правительства?

-  Возможно, но я этого не слышал.

Особист, очевидно, начинает понимать, что от меня он не добьется толку. Его это раздражает, он явно не знает, что еще предпринять. Поэтому я осмеливаюсь задать ему наивный вопрос:

-   А что, собственно, случилось?

Особист несколько секунд смотрит куда-то в угол, затем произносит:

-     Случилось то, что вчера ваш самолет крутился над самой головой правительственной делегации и мог причинить ей непоправимый ущерб.

-    Чем?

-     Из самолета могло что-нибудь выпасть... Так что ты учти, чтоб это больше никогда не повторилось, иначе будет плохо.

Я даю ему обещание, что "это" больше никогда не повторится, и с облегчением покидаю кабинет. Меня ждет Болбот.

-    Ну что, отпустили? - спросил он таким тоном, как будто не рассчитывал увидеть меня живым.

Таким запомнился мне визит Хрущева.


*** Юрий Владимирович Курлин - Герой Советского Союза, один из ведущих летчиков-испытателей ОКБ.

**** Район Киева, где расположено ОКБ и Киевский авиазавод.

Предыдущая Оглавление