![]() |
![]() |
![]() |
Все самолеты и вертолеты Чечни российская авиация уничтожила на аэродромах | Обломки L-29 на авиабазе «Ханкала». Опознавательный знак ВВС Чеченской Республики: на фоне красной звезды внутри желтого круга - зеленое поле с золотым львом, изображавшимся ранее на иранских флагах |
С 3 января воздушные удары по городу возобновились, и штурмовики стали использоваться по вызовам, нанося по очагам сопротивления точечные удары на пределе возможностей аппаратуры прицеливания и наведения. Но самолеты использовались в ситуации, когда позиции противоборствующих сторон были чрезвычайно сближены, а линия соприкосновения имела сложную конфигурацию, поэтому даже достигнутая точность бомбометания ± 150 м привела к ненужным жертвам и разрушениям. Как заявил бывший вице-президент РФ А.Руцкой, «не бывает точечных ударов. Даже с применением управляемых ракет. Например, ... Х-29, Х-25, С-25, которые применяются в Чечне, поражают в радиусе 280-400 м. Там применяются и более тяжелые бомбы, у которых взрывная волна расходится на 300 м, а осколки разлетаются на 1200 м». Авиация ФВ применяла и кассетные авиабомбы. На южную окраину Грозного было сброшено 16 шариковых бомб. Потом, согласно заявлению Дейнекина, по его личному распоряжению применение таких боеприпасов было запрещено. Однако это противоречит показаниям очевидцев, которые приводили свидетельства массового применения шариковых и игольчатых бомб.
При штурме Грозного взаимодействие авиации и наземных войск было неэффективным. Практически летчики самостоятельно выбирали цели и при этом сами плохо представляли, что и зачем бомбили. По данным депутата Госдумы России Ю. Рыбакова, в Грозном в результате бомбардировок и артобстрелов погибли 18700 мирных жителей, причем 80-85% из них - русские. Чеченские же формирования зачастую заранее узнавали о предстоящих арт- и авианалетах и почти не несли потерь. Бессмысленно жестокие бомбежки вызвали широкую волну протеста в России и за границей, а также значительно усилили приток на передовую ополченцев, ранее не собиравшихся с оружием в руках защищать Дудаева.
Генерал Дейнекин категорически отверг обвинения в преднамеренном нанесении бомбовых ударов по жилым кварталам, базарам, больницам и другим гражданским объектам, подчеркнув, что его заявление подтверждается материалами объективного контроля каждого самолето-вылета. Однако он же признал, что сплошь и рядом танки и орудия НВФ устанавливались у школ, детских садов, во дворах жилых домов и при уничтожении таких целей не могли не пострадать рядом стоящие строения.
После уничтожения чеченских самолетов вторым крупным успехом российской фронтовой авиации считается точное бомбометание бетонобойными и фугасными авиабомбами по президентскому дворцу Дудаева, что явилось основной причиной эвакуации защищавших его подразделений НВФ. По словам пресс-секретаря Дудаева М. Удугова, авиабомбы пробили все этажи здания и подвал, уничтожили практически все пролеты. После этого Комитет обороны Чечни принял решение перевести свой штаб в резервный пункт, а 19 февраля ФВ заняли дворец.
Кроме вышеперечисленного, за период с начала боевых действий до середины марта ВВС уничтожили около 180 единиц боевой техники (из них до 20 танков, 25 БТР, более 130 автомобилей), склад ГСМ, вывели из строя 7 мостов, подавили 6 ЗСУ и артбатарей, разрушили два антенных поля и другие объекты.
Объективно оценивая действия фронтовой авиации России, нужно отметить, что она нанесла большие потери и своим войскам, по крайней мере не меньшие, чем минометный огонь НВФ. Бомбометание по собственным частям случалось неоднократно. Пример - трагедия со 104-й дивизией ВДВ: 5 головных машин ее колонны накрыли российские самолеты. Эти трагические ошибки вполне закономерны, о низкой обученности летного состава красноречиво сказано в приказе МО «О результатах боевой подготовки армии за 1994 год». Известны также случаи, когда удары по частям ФВ наносились в результате того, что чеченцы, вторгаясь в радиопереговоры, наводили российскую авиацию на своих.
По оценке Грачева, дудаевцы располагали в Грозном примерно 150 единицами зенитных средств, однако это было в основном стрелковое и легкое артиллерийское вооружение, не имевшее специальных систем наведения. Попасть из данных видов оружия в реактивный самолет сложно, поэтому фронтовая авиация, которая выполняла в Чечне основную работу по поддержке наземных войск, за более чем два месяца боев не имела потерь, хотя многие штурмовики возвращались на базу с повреждениями.
Первый Су-25 (летчик Н. Баиров, 1960 г. рождения) россияне потеряли 4 февраля при атаке на очень малой высоте у Чечен-аула, где находился один из сильно укрепленных районов. Н. Баиров был ведомым в паре, которая вылетела с одного из полевых аэродромов в Ставрополе. При выполнении задачи самолеты попали под огонь ЗСУ «Шилка», которая специально предназначена для стрельбы по скоростным низколетящим целям и имеет скорострельность 800 снарядов/мин на каждый из четырех стволов.
Ведущий штурмовик вернулся на базу с пробоинами в фюзеляже.
За период до 17 марта боевые повреждения в воздухе от огня ПВО противника получили 14 российских самолетов. Все поврежденные машины введены в строй инженерно-техническим составом. Случаев отказа от выполнения боевых задач, дезертирства и мародерства в ВВС не было. 5 мая у населенного пункта Стержень-Юрт был сбит второй Су-25 федеральных войск.
ВТА выполнила огромный объем работ. Для массовой транспортировки личного состава и боевой техники в зону конфликта (на авиабазы в Моздоке, Беслане и Владикавказе) задействовали в основном самолеты Ил-76, Ан-12, Ан-22 и тяжелые вертолеты Ми-26. Привлекались и Ан-124-100, на которых с аэродрома «Ульяновск-Восточный» за 24 ч были переброшены подразделения 104-й дивизии ВДВ (более 1000 десантников и бронетехника).
Начиная с 30 ноября 1994 г. по конец февраля 1995 г. летчики ВТА выполнили 492 рейса в зону боевых действий с общим налетом 4020 ч. По состоянию на 28 февраля они перевезли на аэродромы Моздок и Беслан почти 22 тыс. военнослужащих, 3057 т грузов и 1140 единиц военной и боевой техники. Еще 64 рейса совершено на восстановленный аэродром «Грозный-Северный», куда доставлены 1151 т грузов и 41 автомашина специального назначения.
В конфликте участвовали две эскадрильи боевых вертолетов Ми-24 и две эскадрильи транспортных вертолетов Ми-8, усиленных тяжелыми транспортными вертолетами Ми-26. Существующие нормы предусматривают следующее распределение летного ресурса армейской авиации в боевых условиях: на боевые задачи - 65-70%, на транспортные - 15%, на специальные - 5-10%. При проведении операции в Чечне в декабре-январе расход летного ресурса на выполнение боевых задач (в основном сопровождение и прикрытие войсковых и транспортных колонн и поддержка войск) составил всего 17%. Начиная с 6 января расход ресурса на выполнение чисто боевых задач еще более уменьшился, что связано с входом ФВ на территорию Грозного. В поддержке войск при ведении уличных боев вертолеты не участвовали, однако выполняли обширный спектр других задач. Например, до тех пор, пока войска в городе не нашли способ обеспечивать себя водой, ее доставляли по воздуху - за один рейс Ми-26 привозил 15-20 т воды. Кроме того, с помощью вертолетов интенсивно велась переброска личного состава, его замена, подвоз боеприпасов, вывоз раненых, больных и беженцев не только в Грозном, но и на всей территории Чечни. Ми-24 активно использовались в ходе интенсивных боевых действий на юге, когда каждый экипаж совершал ежедневно до 5-6 вылетов (при средней длительности одного до 40-45 мин).