Предыдущая Оглавление

Chech008.jpg

Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни

Когда Войскам ПВО была поставлена задача по усилению контроля за воздушным пространством в северокавказском регионе, в Ростове и Моздоке были созданы оперативные группы по отслеживанию обстановки и координации действий. Их четкая работа позволила своевременно навести порядок в использовании воздушного пространства региона авиацией всех ведомств, выборе маршрутов полетов, распределении аэродромов для эвакуации раненых и беженцев.

В дальнейшем самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всем регионом. Для усиления маловысотного радиолокационного поля на наиболее вероятных направлениях на границах с Чечней были развернуты отдельные радиолокационные взводы и роты с круглосуточно включенными РЛС. Постоянно осуществлялось дежурство и на постах визуального наблюдения. Следует отметить, что особые трудности выпали на долю подразделений радиотехнических войск, поскольку отдельные радиолокационные взводы малочисленны, а это существенно затрудняло должную охрану и оборону их позиций.

В результате проведенных мероприятий в зоне конфликта и прилегающих районах удалось создать сплошное радиолокационное поле, позволяющее обнаружить любой воздушный объект даже на малой высоте. Поэтому в период подготовки к проведению операции в Чечне никакого «воздушного моста» дудаевцев с зарубежьем не существовало.

Кроме самолетов А-50, начиная с 21 декабря, от 2 до 6 перехватчиков МиГ-31 и Су-27 осуществляли боевое воздушное патрулирование над Чечней. Только в январе экипажи провели в воздухе более полутора тысяч часов. Дежурство в воздухе на первом этапе, когда дудаевцы еще имели авиацию и подготовленные аэродромы, было необходимой мерой. По данным разведки, кроме аэродромов, чеченцами готовились отдельные участки шоссе для взлета и посадки самолетов.

В целом можно констатировать, что созданная система ПВО в северокавказском регионе обеспечила выполнение поставленных задач.

Первые выводы

По словам П.Дейнекина, чеченский конфликт доказал, что в условиях сокращения боевой подготовки и при дефиците финансовых средств меры, предпринятые командованием ВВС, позволили сохранить боеспособность авиации. Конфликт показал также, что авиация должна управляться централизованно. Кроме того, предстоит большая работа по развитию военно-транспортной авиации. В таких кризисных ситуациях, как чеченский конфликт, нужно задействовать и гражданские самолеты Департамента воздушного транспорта.

В ходе конфликта нашли подтверждение существовавшие раньше мнения и предложения о необходимости единого планирования и применения всех сил и средств ПВО под общим руководством общевойскового командующего в зонах военных действий, которые оспаривались рядом видных военных руководителей и представителями войск ПВО. При этом для организации тесного взаимодействия между разноподчиненными силами и средствами должны привлекаться оперативные группы от других видов вооруженных сил и ведомств, участвующих в боевых действиях. Для своевременного и непрерывного управления следует создавать совмещенный командный пункт ПВО и ВВС на базе КП соответствующего общевойскового объединения, который в мирное время следует содержать в режиме постоянной готовности. Это тем более необходимо в связи с тем, что максимальное использование боевых возможностей средств ПВО и авиации обеспечивается только при четком и едином управлении ими. Одновременно решаемся очень важный вопрос обеспечения безопасности полетов своей авиации, что весьма убедительно подтверждается опытом боевых действий.

Подтверждена необходимость ряда организационно-штатных преобразований в ПВО Сухопутных войск; наличия отдельного зенитного ракетного полка в составе армии (корпуса) для непосредственного прикрытия пунктов управления, узлов связи, аэродромов и других важнейших объектов; содержания в режиме постоянной готовности и полностью развернутыми 1-2 отдельных радиотехнических батальона; наличия в составе воздушно-десантной дивизии и бригады штатного зенитного полка и зенитного дивизиона соответственно; оборудования броневой защитой зенитных установок ЗУ-23 с последующим их размещением на подвижных средствах и др.

Chech009.jpg

Российский Ми-26 приземляется для высадки десанта на авиабазе «Ханкала». На переднем плане - разбитый L-39 ВВС Чечни

Предыдущая Оглавление