19 ноября в Венгрию отправилась 1/3 эскадрилья. За время пребывания на фронте ее пилоты на «Фиатах» совершили 447 боевых вылетов, налетав 800 часов. Заявлялось, что они сбили 17 советских самолетов, потеряв два своих. При этом один летчик погиб, а другой попал в плен. Основным противником CR-42 стали истребители И-16. «Фиаты» заметно уступали им в скорости, и поэтому венгры предпочитали вести бои на виражах, где имели преимущество над «ишаками». С новыми типами истребителей им сражаться не пришлось, но было ясно, что, несмотря на успешное применение, CR-42 необходимо снимать с вооружения. К тому же возникли проблемы в эксплуатации, особенно обострившиеся с наступлением осенних дождей и холодов. Выяснилось, что в таких условиях итальянские двигатели воздушного охлаждения работают неважно, а полотняная обшивка отстает от силового набора. Имелись нарекания и на работу пулеметов «Бреда».
Самолетом, способным заменить «Фиаты», мог стать Re-2000, успешно прошедший фронтовые испытания. Особенно отмечались скоростные данные этой машины, ее хорошие маневренность и скороподъемность. Недостатком являлось отсутствие, как и у других истребителей ВВС Венгрии, радиосвязи.
А вот краткая оценка других венгерских самолетов, полученная в ходе боев над Украиной.
Не-70 оказался практически непригодным для ведения дальней разведки. Уже в конце июля эти самолеты были сняты с вооружения и переведены в части т.н. «второй линии».
Не-46, несмотря на свой почтенный возраст, имел достаточно надежную конструкцию и в отличие от немецкого варианта более мощный звездообразный двигатель «Гном-Рон». Однако для 1941 г. они оказались слишком тихоходными. Так что и здесь имелась крайняя нужда в новой технике, и наиболее серьезным кандидатом считался FW-189.
Оба типа бомбардировщиков Са-135 и JU-86K были признаны непригодными для дальнейшего использования, их предполагалось заменить на Не-111.
Большую работу проделала транспортная эскадрилья, налетав с июня по ноябрь 1941 г. 861 час. Ее экипажи тоже несли потери. Так, 4 ноября при взлете с будаерошского аэродрома в тумане столкнулся с холмом и разбился транспортный самолет SM-75, летевший на фронт. Все десять находившихся на борту человек погибли.
![]() |
![]() |
Схема бомбардировщика Caproni Са-135 bis | |
![]() |
|
Курьерский Messershmitt Bf-108B Taifun с опознавательными знаками, введенными в сентябре 1941 г. |
Итог кампании 1941 г. следующий: венгерские ВВС совершили 1454 боевых вылета, общий налет составил 2192 часа, сброшено 217 тонн бомб, сбито 30 самолетов. Но летчиков, одержавших пять и более побед, т.е. ставших асами, не было. Свои потери: сбито в боях, разбилось в летных происшествиях либо получило повреждения различной тяжести 56 самолетов. Из них 25 разведчиков, 14 истребителей, 11 бомбардировщиков, 5 связных и 1 транспортный. Из них безвозвратные потери - 21 машина. Остальные получили повреждения от 20 до 90% степени тяжести - часть из них можно смело записать в безвозвратные потери. Погибло 17 офицеров, 15 солдат и унтер-офицеров. Ранения получили 10 и 18 человек соответственно.
Итак, кампания 1941 г. окончилась, опыт изучен, уроки извлечены. Но, как оказалось, не все и не главные: будапештское руководство развернуло подготовку к новому «походу на Восток», который начался летом 1942 г. и завершился зимой 1943 г. катастрофой на Дону.