Зимняя катастрофа
12 января началось наступление войск Воронежского фронта против сил 2-й армии. Вскоре мадьяры были наголову разбиты, потеряв 148000 человек убитыми, ранеными и пленными. От этой катастрофы Венгрия не смогла оправиться до конца войны и уже никогда не выставляла группировки, по численности и боевой способности равной погибшему объединению.
2-е АС смогло оказать своим войскам весьма слабую поддержку. 1/1 ЭДР, имея всего три исправных самолета, 12 января выполнила один вылет на разведку. 1/1 ИАЭ в этот же день осуществила два налета на советские войска в районах Свобода и Селявное, в которых участвовало по одному Bf-109, прикрываемых парой Re-2000. За весь январь 5/2 ИАЭ совершила всего 20 самолето-вылетов, налетав немногим более 28 часов.
Отступая под ударами советских войск, эскадрильи главным образом перебазировались и эвакуировали все, что можно было забрать с собой. 14 января FW-58 и Ju-86 совершили четыре рейса, перебрасывая имущество одного из звеньев 1/1 ИАЭ с аэродрома Россошь на аэродром Иловское. К 16 января на этой базе собралось много венгерских самолетов, в том числе и основные силы 5/2 ИАЭ. Аэродром был уже окружен советскими войсками, а «теплолюбивые» моторы итальянских истребителей в тридцатиградусный мороз никак не запускались. Смогли улететь в Уразово лишь «Мессершмитты», да транспортные самолеты эвакуировали в тыл до сотни раненых. Всю оставшуюся авиатехнику пришлось уничтожить. 18 января вместе с застрявшими на аэродроме наземными частями авиаторы прорвались через окружение и вскоре соединились со своими войсками. 19 января советские войска захватили Уразово. Все, что смогло улететь, улетело в Харьков или Старый Оскол. Остальное взорвали на земле.
Потери венгерской авиации в январе-феврале 1943 г. |
|||
Тип самолета |
Количество потерянных |
Бортовые коды |
Примечания |
Re-2000 |
11 |
V-410, 412, 435, 439, 440, 442, 443, 458, 459, 470*. |
* Взорваны. Машина с неизвестным кодом разбилась 16.01.1943 г. |
Bf-109F |
10 |
V-001, 002, 005, 006, 008, 009, 010*, |
* Взорваны, |
Ju-88D |
4 |
F902*, |
* Поврежден в бою и разбился при посадке. |
Ju-86 |
2 |
В-308 и 386 |
Автору встречались данные о потере еще двух Ju-86 |
FW-58 |
2 |
G-251 и 227. |
Взорваны |
Ar-96 |
5 |
G-404, 407, 437, 438, 525 |
Взорваны |
Bu-131 |
2 |
1-415 и 417 |
Взорваны |
Fi-156 |
3 |
R-108 и 109, RV+ZT. |
Взорваны |
Итого |
39 |
С учетом дополнительных данных, потери составили 41 самолет |
Транспортный самолет Caproni Са-101 (фото 1941 г.)
К концу месяца полеты совершала только 1/1 ЭДР: «Хейнкели» выполняли курьерские рейсы, а «Юнкерсы» летали на разведку. В феврале эскадрилья получила от немцев девять Ju-88, многие из которых находились в неудовлетворительном техническом состоянии. Задания продолжали выполнять, и за первые два месяца 1943 г. экипажи совершили 51 самолето-вылет, проведя в воздухе 168 часов. Из старого самолетного парка было потеряно четыре «Юнкерса».
1/1 ИАЭ долго оставалась на земле, поскольку ее самолеты были уничтожены, а три или четыре уцелевших «Мессершмитта» переданы для освоения 5/2 ИАЭ. Активность это подразделение начало проявлять только со второй половины февраля после получения от немцев очередной партии из четырнадцати Bf-109F. Всего за январь-февраль 1943 г. эскадрилья совершила 80 самолето-вылетов, налетав около 73 часов.
Зимние бои подвели черту под донским походом гонведов*. Итоги оказались нерадостными. Потери ВВС в январе - феврале 1943 г. (см. таблицу) превысили те, что были понесены за все второе полугодие 1942 г. Всего за кампанию лета 1942 г. - зимы 1943 г. венгерские ВВС потеряли не менее 62 самолетов. Среди личного состава погибло 36 человек, пропало без вести - 46, заболело - 7, ранено - 36, обморозилось - 32.Части и подразделения 2-го АС были разбросаны по Украине (Киев, Борисполь, Винница, Конотоп, Харьков, Полтава). Люди находились под моральным прессом поражения. Будущее выглядело мрачно.
* Так иногда называют венгерских военных (венгерское слово «honved»).