Предыдущая Оглавление Следующая

I2241011.jpg I2241012.jpg
Подвеска бомб под Ju 88 Подготовка СБ-2М-103 к боевому вылету

Еще хуже складывалась обстановка в полосе 11-й армии: по ней пришелся основной удар 3-й танковой группы вермахта, прикрываемой главными силами 8-го авиакорпуса. После ожесточенных бомбежек оказалась не боеспособной 57-я авиадивизия. Исключение составил лишь базировавшийся на аэродроме Двинск 49-й ИАП. Полк потерял в первый день одного летчика - мл. лейтенант Г.С.Бачурин из-за отказа мотора И-15бис упал в реку и утонул. [20]

Уже в 17 ч командование 8-й АД отдало приказ об эвакуации в район Маркистова. В формируемом около Россиены 240-м ИАП летчиков не хватало, и командиру к-ну Андрееву пришлось сжечь 6 И-15бис и 1 У-2. [20] В других соединениях, наоборот, почти не осталось исправных самолетов, и по дорогам двинулись колонны летно-технического состава.

Гитлеровское командование поставило задачу в первый же день форсировать Неман и овладеть плацдармами для последующего наступления на Вильнюс, Минск. Противник понимал, что если не удастся захватить мосты через Неман неповрежденными, то наступление будет заторможено, т.к. ширина реки там достигает 100-150 м. Поэтому немецкие пикирующие бомбардировщики и истребители практически непрерывно обстреливали и бомбили наши войска в этом районе. Особенно пострадала 5-я танковая дивизия, которая, хотя и сражалась героически, но под массированными ударами с воздуха потеряла боеспособность. В результате оба моста у Алитуса и один из двух у Меркине противник захватил, что и предопределило ход боевых действий на данном направлении в ближайшие дни.

Архивные источники и литература

1.             Составлено по: ЦАМО, ф.35, оп.107559, д.5, лл.116-154, 169-233, 286; ф.208, оп.142690, д.3, лл.5-7; ф.217, оп.142688, д.1, лл.2, 4, 16.

2.                      Г.А.Пшеняник. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г., М., 1961.

3.                     ЦАМО, ф.35, оп.225925, д. 12, л.77.

4.                    Русский архив. Великая Отечественная т.1, М., 1993.

5.                    Военно-исторический журнал, №1, 1959, стр.90, 91.

6.                       1941 г. - опыт планирования и применения ВВС, уроки и выводы (материалы конференции), М., 1989.

7.                  Air Enthusiast, October 1971, pp.252, 253.

8.                      В.И.Даничев. Банкротство стратегии германского фашизма, М., 1972.

9.                      R.Suchenwirth. Command and Leadership in the German Air Force. London,1968.

10.                 O.Groehler. Geschichte des Luftkriegs 1910 bis 1980, Berlin, 1981.

11.               W. Schwabedissen The Russian Air Force in the Eyes of German Commanders, New York, 1960.

12.                  ЦАМО, Ф. 325, on. 4570, д. 36, л. 1.

13.                   ЦАМО, Ф. 208, on. 2683, д. 5, л. 3.

14.                   А.Р.Рытов "Рыцари пятого океана", М., 1970.

15.                  ЦАМО, Ф. 221, оп. 142687, д. 1, л. 13.

16.                   ЦАМО, Ф. 344, оп. 5554, д. 32, л. 11.

17.                   ЦАМО, Ф. 35, оп. 30802, д. 32, лл. 1-32.

18.                   ЦАМО, Ф. 221, оп. 1362, д. 18, лл. 3-7.

19.                  ЦАМО, Ф. 221, оп. 3928, д. 28, л. 8.

20.                  ЦАМО, Ф. 35, оп. 11321, д. 51, л. 118, 147.

Предыдущая Оглавление Следующая