Предыдущая Оглавление

I2241072.jpg

Допрос пленных немецких летчиков в штабе 55-го ИАП. Молдавия, Бельцы, июнь1941 г.

По поводу гибели командира JG 27 м-ра В.Шельманна (W.Schellmann) существуют разные версии. Был ли он сбит в результате обстрела с земли или столкнулся с обломками им же сбитого советского истребителя - установить трудно. Известно, что обратно он не вернулся. [27, 41] Наиболее подробно пишут о Шельманне немецкие историки Г.Ринг (H.Ring) и В.Гирбиг (W.Girbig).[42] По их данным, коммодор JG 27 столкнулся с уже падающей "Ратой" (И-16) и был вынужден покинуть истребитель с парашютом. Такой вывод был сделан после того, как немецкие пехотинцы обнаружили около Гродно спланировавший Bf 109 с отметками на руле поворота о 13 победах и рядом - обломки советского истребителя. А по тому, что у одного крестьянина нашли "Рыцарский Крест" и "Золотой испанский крест с бриллиантами" - награды Шельманна - Ринг и Гирбиг делают вывод о захвате аса войсками НКВД (в тексте ГПУ). Стало им известно и о неудачной попытке к бегству. Но ведь могло быть по-другому: по советским данным, неподалеку от Гродно в районе Каменок ст. л-нт П.А.Кузьмин из 127-го ИАП таранил немецкий "мессершмитт" и сам погиб.[43] Правда, таран был выполнен не на И-16, а на И-153, но немцы вполне могли неверно определить тип советского истребителя по его обломкам.

Среди советских командиров, встретивших войну у границы, тоже далеко не все праздновали в строю День Победы. Удалось проследить за судьбой некоторых, служивших в июне 1941 г. на Украине. Про одного из них командира 20-го ИАП Совинформбюро сообщало: "Летчик-орденоносец капитан Гейбо, выручая товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолетами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство".[5] Пройдя по долгим дорогам войны, п-ник И.И.Гейбо закончил ее на 2-м Украинском фронте, командуя 6-й гвардейской Сегедской Донской ИАД. К февралю 1945 г. на его счету значились 252 боевых вылета и 5 сбитых вражеских самолетов. Бок о бок с ним в Венгрии в 1945 г. сражались гвардейские корпуса, возглавляемые И.Д.Подгорным и В.В.Степичевым.[44] В июне 1941 г. они возглавляли соответственно 46-й ИАП в Млынове и 316-й РАП в Проскурове. Их коллегами по Киевскому округу перед войной были Герои Советского Союза П.Т.Коробков и А.П.Осадчий, удостоенный этого высокого звания уже после Победы. Оба длительное время успешно командовали авиадивизиями. На этой оптимистичной ноте хотелось бы закончить рассказ о самом трагичном дне в истории советской авиации.

Архивные источники и литература

1.               ЦАМО, ф.217, on.142688, д.1, лл.2, 4, 16.

2.                Н.С.Скрипко. По целям ближним и дальним. М., 1981.

3.                ЦАМО, ф.35, оп.92860, д.28, лл.8-18.

4.               ЦАМО, ф.229, оп.181, д.47, л.7.

5.              Сообщения Советского информбюро. М.,1944.

6.                ЦАМО, ф.229, оп.213, д.12, лл.13,14.

7.                ЦАМО, ф.35, оп.30802, д.32, стр.1-32.

8.                Dierich W. Kampfgeschwader 51 "Edelweis". Stuttgart, 1973.

9.               Brutting G. Das waren die deutschen Kampflieger-Asse 1939-1945. Stuttgart, 1974.

10.                И.Х.Баграмян. Так начиналась война. М., 1977.

11.                Г.А.Пшеняник. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961.

12.               Groehler О. Geschichte des Luftkriegs. Berlin, 1981.

13.                ЦАМО, ф.35, on.30799, д.2, л.41.

14.                ЦАМО, ф.20076, оп.1, д.8А, л.7.

15.               ВА/МА, RL8/31 "Lagebericht v.22.6.41".

16.                ЦАМО, ф.20078, оп.1, д.З, л.29.

17.           А.П.Дорохов. Морские летчики в обороне Одессы. Одесса, 1982.

18.             Воздушная мощь Родины (под редакцией Л.Л.Батехина), М., 1988.

19.               ЦАМО, ф.32, оп,11302, д.65, лл. 203-211.

20.                 ЦАМО, ф.20050, оп.1, д.1, л.4, 5.

21.              Аэрохобби, №1, 1994, с.29.

22.               G.Aders. Jagdgeschwader 51 "Molders", Stuttgart, 1973.

23.           Kriegstagebuch des OberkommadosderWehrmacht Bd.1, Frankfurt/ M, 1961.

24.                H.Nowarra. Luftwaffen-Einsatz "Barbarosa" 1941, Podzum. 1990.

25.               П.П.Бочкарев, Н.И.Парыгин. Годы в огненном небе, М., 1991.

26.             А.Г.Головко. Вместе с флотом, М., 1960.

27.               Ch.Shores. Luftwaffe figher units Russia 1941-45, Osprey, 1978.

28.                Подсчитано по: ЦАМО, ф.35, on.107559, д.6, лл.4-6, 40-82.

29.                ЦАМО, ф.359, on.6435, д.1, л.2.

30.                ЦАМО, ф.35 оп.

31.               ЦАМО, ф.35, оп.11285, д.205, л.2.

32.                ЦАМО, ф.35, оп.11280, д.798, л.182.

33.                Bundesarchiv, Freiburg GQM, 6.Abt.,RI 2/1185.

34.             J.Prien. Einsatz des Jagdgeschwader 77 von 1939 bis 1945, Hamburg, 1993.

35.                 ЦАМО, ф.35, on.3802, д.15, л.80.

36.                ЦАМО, ф.35, on.11285, д.23, л.16.

37.              Аэрохобби, №1, 1994, с.28.

38.                ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.50, л.156.

39.              W.Dierich. Kampfgeshwader 55 "Grif", Stuttgart, 1975.

40.               ЦАМО, ф.35, оп.11280, д.51, л.70.

41.              E.Obermaier. Die Ritterkreutztrager der luftwaffe Bd.1.

42.               H.Ring, W.Girbig. Jagdgeschwader 27, Stuttgart, 1978.

43.              Авиация и космонавтика, №6, 1991.

44.               С.М.Давтян. Пятая воздушная. М., 1990.

Автор выражает искреннюю признательность В.С.Вахламову, А.Н.Медведю и А.В.Фомичеву за оказанную помощь в работе.

Предыдущая Оглавление