Первый сентай прибыл к месту боев 24 июня 1939 года (на Ki.27 перевооружен и полностью боеготов к 5 ноября 1938 года). Им командовал подполковник Тосио Като (Toshio Kato), его Ki.27a (фото 3, рис.8) имел специальное шасси с увеличенными пневматиками (из-за которых пришлось отказаться от стандартных обтекателей) для действия с мягких грунтов. Ki.27b, показанный на рис.6, имел во многом подобную окраску, но без знаков первого сэнтай. В июне 1939 года эта пара истребителей находилась на аэродроме Кагамигахара (восточный пригород Гифу, Япония) и точно неизвестно, попали ли они на границу с Монголией.
Не было знаков соединения и на Ki.27b (рис.5), зато на обтекателях колес был элемент такой же, как и на Ki.27b (рис.4) капитана Сигэтоси Игами (Shigetoshi Igami) из первого тютай. Кроме каны "на" (рис.4а) на руле, его самолет отличал "уголок" под кабиной. Ki.27b (рис.3) с каной "а" (рис.3а) выделялся своими "строевыми" полосами (с их помощью было удобнее поддерживать равнение в строю и проще опознавать самолет) на верхних поверхностях крыла. Надо заметить, обычно самолеты фотографировались с таких ракурсов, что горизонтальные плоскости не просматривались, и, вероятнее всего, "строевые" полосы восстанавливались не по изображениям. На фото 2 хорошо видно, что в цвет тютай окрашивались не только вертикальные, но и горизонтальные рули. На рис.3, 4 и 8 этого нет, возможно так и было в действительности, а фотография лишь исключение.
На Ki.27a (фото 11) из 64-го сэнтай не видны "строевые" полосы - еще пища для размышлений.
64-м сэнтай командовал известный ас Татэо Като (Tateo Kato), отличившийся еще в Китае. Летчики этого соединения имели наибольший опыт боевого применения Ki.27 - еще в апреле 1938 года в этом сэнтай проходили войсковые испытания три первых Ki.27a. Перевооружение 64-го сэнтай было начато 1 августа 1938 года. На Халхин-Гол подразделения этого соединения привел майор Яцуо Екояма (Yatsuo Yokoyama), поспев к наиболее крупным и ожесточенным боям, начавшимся 20 августа. Тогда удача уже не сопутствовала японцам как в мае. На четвертом снимке ряды Ki.27b 64-го сэнтай на маньчжурском аэродроме. Ki.27b (фото 5 и рис.7) пилотировал сержант Сигэру Такува (Shigeru Takuwa) из первого тютай (в одних источниках указывается, что снимок выполнен на Халхин-Голе, в других - в Китае). Под кабиной пилота изображение красного орла (рис.7а) - эмблема 64 сэнтай.
Истребители 59-го сэнтай под командованием полковника Иссаку Имагава (Issaku Imagawa) прибыли в зону боев 9 сентября и успели принять участие в одном-двух крупных сражениях, провоевав всего неделю, потому что 16 сентября боевые действия прекратились.
Формирование 59 сентай было начато 1 июля 1938 года на авиабазе Кагамигахара. Вооружился он сразу Ki.27-На рис.1 самолет 1-го тютай 59-го сэнтай. На фото 7 самолеты этого подразделения на маньчжурском аэродроме, а на фото 8 самолет второго тютай. "Молния" вдоль фюзеляжа - знак этого сэнтай. Где выполнены фотографии 10 и 9 точных сведений нет.
Еще одно замечание. Если присмотреться к снимкам 7,5,3 и соответствующим им рисункам 1, 7 и 8: на снимках мачты радиоантенн не просматриваются. Дело в том, что только четверть Ki.27 выпускались с приемопередающим радиооборудованием, которое отличала такая мачта, а остальные только с приемниками. Соответственно такие самолеты распределялись командирам звеньев и выше. Мачта была хорошим отличительным признаком для наших истребителей. В этом смысле фотография 3 - исключение, потому что пилотом этого Ki.27a был командир целого сэнтай.
Понятно, что надо критически относится к схемам окраски, чтобы как можно точнее воспроизвести прототип в модели. Если кто-либо из читателей сможет дополнить и поправить этот материал, редакция готова предоставить ему страницы журнала.