Предыдущая Оглавление Следующая

Одним словом, ТВЗ-117 полностью отвечает предъявленным требованиям и несколько превосходит двигатель Т700 вертолета АН-64 Апач в части характеристик мощности и, вероятно, высотности. Но ведь "внутренний" конкурент - ОКБ им. Миля располагает тем же двигателем, а значит для получения лучших характеристик необходимо пойти на новый оригинальный шаг, который сможет дать снижение массы конструкции вертолета. Этот запас не только даст возможность улучшить маневренность и высотность, но и разместить дополнительное прицельно-навигационное оборудование и более мощное вооружение. Где же найти этот резерв, если у небольшого винтокрылого штурмовика и так нет ничего лишнего? И здесь камовцев выручил привычный нетрадиционный подход к проектированию - что, если отказаться от экипажа из двух человек?

Бронированная кабина оператора с массой оборудования и двойным управлением не только "тянет" на многие сотни килограммов, но и увеличивает разнос масс относительно оси ротора, делая вертолет более заметным и менее маневренным. А работу оператора вооружения можно переложить на плечи электроники, предельно автоматизировав полет в заданный район, поиск цели и ведение огня.

Дополнительным аргументом в пользу одноместной компоновки стал опыт эксплуатации морских вертолетов Ка-27, способных в автоматическом режиме совершать полет от взлета до точки торпедометания. В его экипаж входит только один пилот, и инженеры фирмы немало потрудились над тем, чтобы типовой четырехчасовой полет не создавал чрезмерных нагрузок на его организм.

Здесь были использованы не только новейшие достижения эргономики, но и самое совершенное электронное оборудование. По тому же пути пошли и при создании В-80. Одноместная схема была тщательно проверена на электронных моделирующих комплексах, "проголосовавших" за нее.

И еще один нюанс. Представьте себе вертолет, летящий со скоростью 300-320 км/ч над пересеченной местностью на высоте 20-50 метров. В такой ситуации пилот, зная куда он направит машину в данный момент времени, как правило первым замечает цель. Но ведет огонь штурман-оператор, а он, летя "пассажиром", часто не успевает сориентироваться. В результате приходится делать второй заход, будучи уверенным, что зенитные средства обрушат на атакующий вертолет всю мощь своего огня. Это было подтверждено в 1982 году в Ливане, где сирийские Ми-24 часто проскакивали над целью, не успев обстрелять ее. Применение в качестве целеуказателя легких аппаратов лишь частично решило проблему достижения внезапности  удара.  Отсутствие надвтулочного обзорного комплекса заставляло вести визуальную разведку и появление одиночного вертолета предупреждало израильтян о возможном налете штурмовиков.

Ka50004.jpg

Первый прототип вертолета В-80 готовится к взлету

Последними штрихами к общей схеме В-80 можно назвать высокий "самолетный" киль с рулем направления и горизонтальное оперение с рулем высоты и шайбами на концах. А что же скрывалось под обшивкой?

Под многочисленными съемными панелями и люками огромное, по вертолетным меркам, количество электроники и электромеханических систем. Все это навешивается на главный несущий элемент планера - жесткий короб сечением 1*1 метр. Его внутренние объемы использованы для размещения оборудования, которое не нуждается в постоянном обслуживании и уходе. К тому же коробу крепятся двухлонжеронное крыло, двигатель, редуктор и стойки шасси.

ВНТК им. Камова - один из пионеров использования композиционных материалов (КМ) в авиационной технике. Снижение массы за счет применения КМ обычно с лихвой окупает присущие им эксплуатационные недостатки. В конструкции фюзеляжа вертолета применен кевлар (композит из органоволокна и полимерной матрицы). Этот материал сочетает высокую прочность с хорошей технологичностью, значительным ресурсом и стабильностью свойств. Лопасти ротора имеют трехслойную конструкцию с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем из материала типа "номекс". Всего на долю композитов приходится 35% массы конструкции В-80. Интересно отметить, что КМ применены для высоконагруженных элементов планера, а не для различных съемных панелей, как это обычно делают. Такой вариант позволяет не только достичь максимального эффекта экономии массы, но и увеличить их ресурс. Дело в том, что слабым местом лючков из КМ являются замки - при частом использовании они быстро разбалтываются и выходят из строя. А отремонтировать такую панель уже нельзя.

Предыдущая Оглавление Следующая