Борт 018: хорошо видна сильно измененная носовая часть.
Такая "терпимость" к тяжелым повреждениям характерна и для фюзеляжа вертолета. Во время испытаний был проведен беспрецедентный эксперимент -отстрел хвостовой части В-80 с килем и горизонтальным оперением в полете. Вертолет выдержал и это, продемонстрировав достаточную устойчивость и управляемость, а также способность нормально совершать посадку.
Повреждение осколками или пулями фюзеляжа не приводит к его дальнейшему разрушению, так как он воспринимает лишь небольшую воздушную нагрузку остальное "берет" на себя несущий короб. С этой же целью введено деление обшивки на панели - ее граница станет пределом распространения трещины, а на земле поврежденный участок заменят. Кстати, хорошая взаимозаменяемость - еще одна черта В-80. Возможно она достигается за счет применения метода объемной увязки оснастки.
Топливный бак вертолета заполнен синтетическим пеноматериалом. В результате взрыв внутри бака 20-мм снаряда не вызывает ни детонации, ни гидравлического удара топлива. В случае, если снаряд окажется зажигательным, пожар прекращается через пять секунд. Пулевые или осколочные пробоины быстро затягиваются протектором. Такая защита, конечно, немало весит и съедает часть полезного объема, но существенно повышает живучесть "крылатого танка". К активным элементам обеспечения живучести В-80 можно отнести устройство для выброса тепловых ловушек и пассивных помех УВ-26, выпущенное производственным объединением Вымпел. Контейнеры размещены на концах крыла и обеспечивают отстрел ловушек в стороны. Как ни совершенен комплекс боевой живучести В-80, но гарантировать 100% несбиваемость невозможно, и уж если вертолет поражен, и надежды на спасение машины нет, то фирма сделала все для спасения жизни пилоту. Шасси вертолета, по словам руководителей ВНТК им. Камова, способно поглотить в три-четыре раза большую энергию, чем взлетно-посадочные устройства вертолетов 70-80 годов. Оно спроектировано по методу слабого звена -ломаясь само, шасси спасает вертолет от разрушения, а пилота - от увечий.
Если выпускать шасси времени уже нет, то можно "плюхнуться на брюхо" - кресло летчика размещено на специальной сминаемой сотовой платформе из композиционного материала - своеобразном разовом амортизаторе. В случае такой посадки на помощь приходит и широкое крыло, не давая машине опрокинуться набок и предохраняя ротор и двигатели. Если по каким-либо причинам выбраться из кабины невозможно, то можно задействовать аварийный выход - через правое боковое или верхнее окна кабины - они могут открываться изнутри.
Ну, а если пилоту придется совсем туго, и на посадку "на фюзеляж" надежды нет, на помощь придет катапультируемое кресло фирмы Звезда, обеспечивающее аварийное покидание вертолета во всем диапазоне скоростей и высот - от нулевых до максимальных. При катапультировании производится отстрел лопастей ротора при помощи разрыв-болтов, сброс верхней крышки кабины и выстреливание тянущей ракетной системы, которая выдергивает пилота вместе со спинкой кресла при помощи специального троса. Само кресло неоднократно испытывалось на летающей лаборатории Ил-28, а отстрел лопастей опробован Гарнаевым еще в 60-е годы на Ми-4. Правда, такая операция весьма опасна для рядом летящих вертолетов - шесть смертоносных снарядов могут поразить и своего и чужого в радиусе 150 метров. В связи с этим, конструкторы В-80 доказывают необходимость создания для нового вертолета и новой тактики применения. Что ж: американцы, внедряя свой "Апач", не обошлись без этого, тем более, что того же требуют и принципиально новые оборудование и вооружение В-80.
Контейнеры ПТУР Вихрь под крылом Ка-50