А. Котлобовский, В. Блащук
Осенью 1942 г. на одном из участков советско-германского фронта гитлеровские летчики впервые встретились с незнакомым истребителем противника. Он был оснащен двигателем воздушного охлаждения и внешне напоминал хорошо известный И-16, поэтому нацисты назвали его "Neue Rata" ("Новая Крыса"). "Крыса" — название, присвоенное фашистами истребителю И-16 в ходе гражданской войны в Испании и получившее широкое хождение во многих странах. Вскоре, однако, выяснилось, что этот самолет лишь внешне похож на "ишак", но боевые качества имеет значительно более высокие. В двадцати восьми воздушных боях против летчиков 49 иап 1ВА, где новые машины проходили войсковые испытания, немцы потеряли 16 своих самолетов. Так состоялось первое знакомство люфтваффе с истребителем Ла-5, созданным в КБ С. А. Лавочкина.
В тех боях новый самолет был еще очень "сырым" и представлял собой не что иное, как ЛаГГ-3 с двигателем М-82. Исходя из внешнего сходства самолетов, немцы по-своему определили его шип — ЛаГ-5.* Они сразу же задались целью добыть хотя бы один экземпляр самолета для всестороннего изучения на земле и в воздухе.
Вполне вероятно, что Абвером прорабатывались операция по угону самолета прямо с аэродрома, но положительных результатов, очевидно, она не дала А предпосылки для ее успешного осуществления, к сожалению, имелись: по данным некоторых авторов, в годы войны было около восьмидесяти случаев перелетов советских летчиков на сторону противника (Возможно, что сюда включены также и случаи ошибочных посадок па вражеские аэродромы.) Не исключалась и возможность захвата самолета прямо на аэродроме во время наступательных операции вермахта, но такой случаи не представился. Все-таки конец 1942 г. — это не лето 1941 г. А после катастрофы под Сталинградом на этот вариант вообще не приходилось рассчитывать. Существовала определенная надежда получить самолет в результате воздушного боя, отбив его от группы и принудив к посадке. Однако новые "лавочкины" поступали в первую очередь в части, где воевали опытные летчики, с которыми подобные "фокусы" не проходили. Гитлеровцам приходилось довольствоваться лишь сбитыми Ла-5, упавшими на занятую ими территорию, но те годились, в лучшем случае, лишь для изучения отдельных агрегатов, а о полетах на них не могло быть и речи
Но летом 1943 г. немцам невероятно повезло: не дотянув до своих, совершил вынужденную посадку незначительно поврежденный Ла-5, да не обычный, а новейший Ла-5ФН. О судьбе летчика сведений нет. Машина была отремонтирована и подвергнута всесторонним испытаниям в Научно-исследовательском центре люфтваффе в Рехлине. Проводил их летчик-испытатель Ганс-Верпер Лерхе. В одной из прошлогодних программ "ВЪди" (Останкино), посвященной немецкой авиации второй мировой войны, зрители могли видеть кадры хроники, запечатлевшие этот "лавочкин" с фашистскими опознавательными знаками. (Окраска самолета приведена на 3-й стр. обложки.)
По результатам испытаний был составлен акт, полный перевод которого на русский язык приводится здесь впервые. (Копия подлинника хранится в архиве авторов.) Нужно отметишь, что отдельные отрывки из него, касающиеся, естественно, лишь достоинств Ла-5, ранее уже публиковались в советской прессе. Но любой самолет имеет как сильные, так и слабые стороны. И если мы хотим составишь объективную картину прошлого, то должны изучать различные точки зрения. Поэтому отзыв фашистского летчика об одном из лучших советских истребителей Великой Отечественной войны представляется авторам важным и интересным
![]() |
![]() |
| Ла-5ФН в испытательном центре в Рехлине (фото из книги "Soviet Air Force Fightei", W.Сгесп, G.Swanborougli, изд. McDonald A- Jane's, London, 1977) | Советские офицеры у Ла-5ФН поела захвата Рехлина (фото №0-174S'<J6, Центральный Держарвни Кинофотодокумснтив УРСР) |
Самолет Ла-5ФН
Летчик-испытатель люфтваффе: Ганс-Вернер Лерхе.
Ла-5ФН представляет собой значительный прогресс в летных сравнению и эксплуатационных характеристиках по сравнению с ранними советскими истребителями. Особого внимания заслуживают его данные на высотах до 3000 м. Но максимальная скорость на всех высотах ниже, чем у германских истребителей. Наилучшая скороподъемность у земли сравнима с показателями FW-190A-8 и Bf-109. В наборе высоты и вираже на высоте до 3000 м Ла-5ФН близок к FW-190. При крейсерской мощности двигателя мала дальность и продолжительность полета (40 минут).
* В зарубежной литературе это название для обозначении первой модификации Ла-5 прижилось весьма основательно и используется до сих пор, что не соответствует истине. Как известно, ЛаГ-5 существовал только в опытном экземпляре (см. "АХ" 1'92)