«Холодная» война: на аэродроме боевая тревога
В КНДР МиГ-15 составляли ядро истребительной авиации вплоть до конца 50-х гг., когда им на смену начали приходить МиГ-17 и МиГ-19. Несмотря на прекращение войны, обстановка оставалась весьма напряженной. Самолеты и вертолеты ВВС США и Южной Кореи постоянно нарушали границу. Пик этих действий пришелся на 1955 г., когда имел место ряд воздушных боев, принесших потери обеим сторонам. Например, 2 февраля 1955 г. недалеко от побережья восемь МиГ-15 ВВС КНДР перехватили американский RB-45, сопровождаемый шестнадцатью «Сейбрами». В завязавшемся бою два МиГа были сбиты. Летчикам МиГ-15 ВВС КНР пришлось вести крупномасштабные боевые действия против гоминьдановской авиации, а также самолетов ВВС и ВМФ США. По официальным китайским данным, с 1954 по 1958 гг. было сбито и повреждено около 200 самолетов противника: F-47, F-51, F-84, F-86, В-17, В-24, В-25 и др. Правда, на долю летчиков приходилась только половина этих побед, остальное - работа зенитчиков. Пик боевого напряжения пришелся на осень 1958 г., когда разразился так называемый Тайваньский кризис, поставивший мир на грань войны. Тогда в воздушных боях ВВС КНР сбили и повредили 42 самолета, потеряв при этом около 15 своих машин.* В этих событиях гоминьдановцы впервые в мире применили управляемые ракеты класса «воздух-воздух», поразив ими в одном бою четыре МиГа. Позднее китайские самолеты совершали разведполеты над Тайванем. Несколько из них, вт.ч. и «пятнадцатые», были сбиты. Помимо прочего, ВВС Китая задействовали МиГ-15 в качестве истребителя-бомбардировщика: в 1959-60 гг. при подавлении восстания на Тибете и в январе 1974 г. при высадке на Парасельских островах. Стоит отметить, что в период 1958-1991 гг. на Тайвань с материка перелетели 12 самолетов ВВС КНР, среди которых несколько МиГ-15 и МиГ-15УТИ. На многих из них летчики Чан Кайши выполняли разведку над территорией Китая.
До 1955 г. на территории КНР, в первую очередь в Порт-Артуре на Ляодунском полуострове, находились советские воинские части, в том числе и авиационные. Как вспоминает Герой Советского Союза К.В. Сухов, летчики одной из них сбили над своим аэродромом F-84E, который упал прямо на взлетную полосу.
Северный Вьетнам к моменту начала американских бомбардировок располагал небольшим количеством МиГ-15. Но автор не имеет достоверных данных о боевом применении этих машин, хотя в заокеанских источниках отмечается их эпизодическое участие в боях.
Алжир ограниченно использовал МиГ-15 в кратковременном пограничном конфликте со своим бывшим союзником по антифранцузской войне - Марокко.
Куба получила в 1962 г. 30 МиГ-15 из Чехословакии. Здесь они применялись для борьбы с самолетами, катерами и судами противников Кастро, с которых производилась высадка разведагентуры и диверсантов, а также наносились удары по различным объектам на территории острова.
Афганистан получил некоторое количество МиГ-15УТИ, и в 70-80 гг. они изредка вылетали на разведку либо штурмовку мест дислокации моджахедов. Пожалуй, это последний конфликт, в котором приняли участие знаменитые самолеты.
Сравнение летно-технических характеристик МиГ-15 с данными его противников |
|||||||||||||||||||
Страна |
Самолет |
Год создания |
Экипаж |
Двигатель |
Длина, м |
Размах крыла, м |
Площадь крыла, м2 |
Масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч |
Скороподъемность, м/с |
Потолок, м |
Дальность полета, км |
Вооружение |
||||||
Кол-во |
Тяга, кгс |
пустого |
взлетная |
у земли |
на высоте |
пулеметы |
пушки |
бомбы |
НУРС |
||||||||||
СССР |
МиГ-15 |
1947 |
1 |
1 |
2270 |
10,0 |
10,08 |
20,6 |
3382 |
4806 |
1050 |
1031 (5000) |
42 |
15200 |
1420 |
- |
1x37 2x23 |
- |
- |
СССР |
МиГ-15бис |
1949 |
1 |
1 |
2790 |
10,8 |
10,08 |
20,6 |
3681 |
5044 |
1076 |
1044 |
46 |
15500 |
1330 |
- |
1x37 2x23 |
- |
- |
США |
Локхид F-80C «Шугинг Стар» |
1950 |
1 |
1 |
2835 |
10,0 |
12,06 |
22 |
3750 |
6950 7700 |
930 |
- |
34,8 |
13100 |
2210 |
6x12,7 |
- |
455 |
6x70 |
США |
Рипаблик F-84E «Тандерджет» |
1949 |
1 |
1 |
2550 |
11,7 |
11,1 |
23,15 |
5420 |
8500 10700 |
970 |
- |
30,8 |
12400 |
3200 |
6x12,7 |
- |
910 |
32x70 |
США |
Норт- Америкен F-86E «Сейбр» |
1950 |
1 |
1 |
2360 |
11,4 |
11,33 |
25,4 |
4540 |
7490 |
1072 |
- |
36,8 |
16000 |
2000 |
6x12,7 |
- |
910 |
16x70 |
США |
Локхид F-94B «Старфайр» |
1949 |
2 |
1 |
2725 |
12,2 |
11,87 |
22,1 |
4335 |
8960 |
967 |
- |
57,4 |
14000 |
2000 |
4x12,7 |
- |
||
США |
Дуглас F3D-2 «Скайнайт» |
1949 |
2 |
2 |
2x154 (так в тексте) |
13,8 |
15,24 |
37,16 |
8231 |
12628 |
893 |
760 (11000) |
12,66 |
11640 |
1400 |
- |
4x20 |
- |
- |
США |
Груман F5F-5 «Пантера» |
1949 |
1 |
I |
2840 |
11,8 |
11,59 |
23,25 |
4600 |
8100 8500 |
910 |
- |
25,8 |
13100 |
2750 |
- |
4x20 |
455 |
6х127 |
Великобритания |
Глостер F8 «Метеор» |
1948 |
1 |
2 |
2x164(так в тексте) |
13,9 |
13,98 |
23,2 |
4900 |
7150 8500 |
945 |
- |
35,2 |
13400 |
1230 |
- |
4x20 |
910 |
8x76 |
Франция |
Авион Марсель Дассо MD-450 «Ураган» |
1949 |
1 |
1 |
2270 |
10,7 |
12,2 |
23,8 |
3290 |
5600 |
935 |
856 (9000) |
40 |
15000 |
1250 |
- |
4x30 |
100 |
16x68 |
Франция |
Авион Марсель Дассо «Мистер-IVA» |
1952 |
1 |
1 |
3500 |
12,8 |
11,1 |
32 |
5860 |
7500 9100 |
1120 |
990 (12000) |
45 |
16500 |
1310 |
- |
2x30 |
900 |
55x68 |
Источники
1. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Военное издательство, М., 1993.
2. Пограничные войска СССР. Май 1945-1950. «Наука», М., 1975.
3. Стюарт Дж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. Издательство иностранной литературы, М., 1959.
4. Шавров В.Б. История конструкции самолетов в СССР. 1938-1950 гг. «Машиностроение», М., 1988.
5. Butowski Piotr. Samoloty MiG. Wydawnictwa Komunikacji i Lacznosci. Warszawa, 1987.
6. Csanadi N., Nagyvaradi S., Winkler L A Magyar repules tortenete. Muszaki Konyvkiado, Budapest, 1977.
7. Shores Chistopher F. Air Aces. Bison Book Corp., 1983.
8. Hurt Zdenek. Mikojan MiG-17. Hawker Hurrikane MK.I. SPAD VII a XIII. «Nase Vojsko», Praha, 1989.
9. VranyJiri, KrumbachJun. MiG-15. La-5aLa-7. FokkerD.VII. «NaseVojsko», Praha, 1985.
Использованы материалы периодических изданий: «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Правда», «Вестник Воздушного Флота», «Вестник противовоздушной обороны», «Проблемы Дальнего Востока», «Советский воин», «Техническая информация», Air Fan, Aeroplane, Air Force Magazine, Air International, Aviation Magazine International, Aviation Week and Space Tecnology, Flight, FlyPast, Letectvi+Kosmonautika, Plastic Kits Review, RAF Flying Review, Skczydlata Polska.
Использованы материалы личных архивов и исследований автора, Ю. Крылова, (г. Москва), И.А. Сеидова (г. Ашгабад), а также личные воспоминания Д.В. Вирича, А.А. Германа, С.А. Ильяшенко, С.И. Науменко, Е.Г. Пепеляева, К.В. Сухова, Н.К. Шеламанова, Н.И. Шкодина.
* По данным западных наблюдателей, в боях принимали участие как МиГ-15, так и МиГ-17.