Предыдущая Оглавление

M15ft012.jpg

«Холодная» война: на аэродроме боевая тревога

В КНДР МиГ-15 составляли ядро истребительной авиации вплоть до конца 50-х гг., когда им на смену начали приходить МиГ-17 и МиГ-19. Несмотря на прекращение войны, обстановка оставалась весьма напряженной. Самолеты и вертолеты ВВС США и Южной Кореи постоянно нарушали границу. Пик этих действий пришелся на 1955 г., когда имел место ряд воздушных боев, принесших потери обеим сторонам. Например, 2 февраля 1955 г. недалеко от побережья восемь МиГ-15 ВВС КНДР перехватили американский RB-45, сопровождаемый шестнадцатью «Сейбрами». В завязавшемся бою два МиГа были сбиты. Летчикам МиГ-15 ВВС КНР пришлось вести крупномасштабные боевые действия против гоминьдановской авиации, а также самолетов ВВС и ВМФ США. По официальным китайским данным, с 1954 по 1958 гг. было сбито и повреждено около 200 самолетов противника: F-47, F-51, F-84, F-86, В-17, В-24, В-25 и др. Правда, на долю летчиков приходилась только половина этих побед, остальное - работа зенитчиков. Пик боевого напряжения пришелся на осень 1958 г., когда разразился так называемый Тайваньский кризис, поставивший мир на грань войны. Тогда в воздушных боях ВВС КНР сбили и повредили 42 самолета, потеряв при этом около 15 своих машин.* В этих событиях гоминьдановцы впервые в мире применили управляемые ракеты класса «воздух-воздух», поразив ими в одном бою четыре МиГа. Позднее китайские самолеты совершали разведполеты над Тайванем. Несколько из них, вт.ч. и «пятнадцатые», были сбиты. Помимо прочего, ВВС Китая задействовали МиГ-15 в качестве истребителя-бомбардировщика: в 1959-60 гг. при подавлении восстания на Тибете и в январе 1974 г. при высадке на Парасельских островах. Стоит отметить, что в период 1958-1991 гг. на Тайвань с материка перелетели 12 самолетов ВВС КНР, среди которых несколько МиГ-15 и МиГ-15УТИ. На многих из них летчики Чан Кайши выполняли разведку над территорией Китая.

До 1955 г. на территории КНР, в первую очередь в Порт-Артуре на Ляодунском полуострове, находились советские воинские части, в том числе и авиационные. Как вспоминает Герой Советского Союза К.В. Сухов, летчики одной из них сбили над своим аэродромом F-84E, который упал прямо на взлетную полосу.

Северный Вьетнам к моменту начала американских бомбардировок располагал небольшим количеством МиГ-15. Но автор не имеет достоверных данных о боевом применении этих машин, хотя в заокеанских источниках отмечается их эпизодическое участие в боях.

Алжир ограниченно использовал МиГ-15 в кратковременном пограничном конфликте со своим бывшим союзником по антифранцузской войне - Марокко.

Куба получила в 1962 г. 30 МиГ-15 из Чехословакии. Здесь они применялись для борьбы с самолетами, катерами и судами противников Кастро, с которых производилась высадка разведагентуры и диверсантов, а также наносились удары по различным объектам на территории острова.

Афганистан получил некоторое количество МиГ-15УТИ, и в 70-80 гг. они изредка вылетали на разведку либо штурмовку мест дислокации моджахедов. Пожалуй, это последний конфликт, в котором приняли участие знаменитые самолеты.

Сравнение летно-технических характеристик МиГ-15 с данными его противников

Страна

Самолет

Год создания

Экипаж

Двигатель

Длина, м

Размах крыла, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

Максимальная скорость, км/ч

Скороподъемность, м/с

Потолок, м

Дальность полета, км

Вооружение

Кол-во

Тяга, кгс

пустого

взлетная

у земли

на высоте

пулеметы

пушки

бомбы

НУРС

СССР

МиГ-15

1947

1

1

2270

10,0

10,08

20,6

3382

4806

1050

1031 (5000)

42

15200

1420

-

1x37 2x23

-

-

СССР

МиГ-15бис

1949

1

1

2790

10,8

10,08

20,6

3681

5044

1076

1044

46

15500

1330

-

1x37 2x23

-

-

США

Локхид F-80C «Шугинг Стар»

1950

1

1

2835

10,0

12,06

22

3750

6950 7700

930

-

34,8

13100

2210

6x12,7

-

455

6x70

США

Рипаблик F-84E «Тандерджет»

1949

1

1

2550

11,7

11,1

23,15

5420

8500 10700

970

-

30,8

12400

3200

6x12,7

-

910

32x70

США

Норт- Америкен F-86E «Сейбр»

1950

1

1

2360

11,4

11,33

25,4

4540

7490

1072

-

36,8

16000

2000

6x12,7

-

910

16x70

США

Локхид F-94B «Старфайр»

1949

2

1

2725

12,2

11,87

22,1

4335

8960

967

-

57,4

14000

2000

4x12,7

-

США

Дуглас F3D-2 «Скайнайт»

1949

2

2

2x154 (так в тексте)

13,8

15,24

37,16

8231

12628

893

760 (11000)

12,66

11640

1400

-

4x20

-

-

США

Груман F5F-5 «Пантера»

1949

1

I

2840

11,8

11,59

23,25

4600

8100 8500

910

-

25,8

13100

2750

-

4x20

455

6х127

Великобритания

Глостер F8 «Метеор»

1948

1

2

2x164(так в тексте)

13,9

13,98

23,2

4900

7150 8500

945

-

35,2

13400

1230

-

4x20

910

8x76

Франция

Авион Марсель Дассо MD-450 «Ураган»

1949

1

1

2270

10,7

12,2

23,8

3290

5600

935

856 (9000)

40

15000

1250

-

4x30

100

16x68

Франция

Авион Марсель Дассо «Мистер-IVA»

1952

1

1

3500

12,8

11,1

32

5860

7500 9100

1120

990 (12000)

45

16500

1310

-

2x30

900

55x68

Источники

1.   Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Военное издательство, М., 1993.

2.   Пограничные войска СССР. Май 1945-1950. «Наука», М., 1975.

3.   Стюарт Дж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. Издательство иностранной литературы, М., 1959.

4.   Шавров В.Б. История конструкции самолетов в СССР. 1938-1950 гг. «Машиностроение», М., 1988.

5.   Butowski Piotr. Samoloty MiG. Wydawnictwa Komunikacji i Lacznosci. Warszawa, 1987.

6.   Csanadi N., Nagyvaradi S., Winkler L A Magyar repules tortenete. Muszaki Konyvkiado, Budapest, 1977.

7.   Shores Chistopher F. Air Aces. Bison Book Corp., 1983.

8.   Hurt Zdenek. Mikojan MiG-17. Hawker Hurrikane MK.I. SPAD VII a XIII. «Nase Vojsko», Praha, 1989.

9. VranyJiri, KrumbachJun. MiG-15. La-5aLa-7. FokkerD.VII. «NaseVojsko», Praha, 1985.

Использованы материалы периодических изданий: «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Правда», «Вестник Воздушного Флота», «Вестник противовоздушной обороны», «Проблемы Дальнего Востока», «Советский воин», «Техническая информация», Air Fan, Aeroplane, Air Force Magazine, Air International, Aviation Magazine International, Aviation Week and Space Tecnology, Flight, FlyPast, Letectvi+Kosmonautika, Plastic Kits Review, RAF Flying Review, Skczydlata Polska.

Использованы материалы личных архивов и исследований автора, Ю. Крылова, (г. Москва), И.А. Сеидова (г. Ашгабад), а также личные воспоминания Д.В. Вирича, А.А. Германа, С.А. Ильяшенко, С.И. Науменко, Е.Г. Пепеляева, К.В. Сухова, Н.К. Шеламанова, Н.И. Шкодина.


* По данным западных наблюдателей, в боях принимали участие как МиГ-15, так и МиГ-17.

Предыдущая Оглавление