Предыдущая Оглавление Следующая

MS406015.jpg MS406016.jpg
D-3800 ВВС Швейцарии Модель MS.406C-1. (Автор А. Кузьменко, призер всесоюзных конкурсов)

В августе 1942 г. правительство вишистской Франции поставило 20 "моранов" Королевским ВВС Болгарии. Позднее, в 1943 г, Германия передала в состав ВВС Хорватии 46 M.S.406/410 для борьбы с бомбардировщиками союзников и действий против югославских партизан. Однако никаких сведений о применении болгарских и хорватских "моранов" авторам найти не удалось.

Ничем не проявили себя M.S.406C-1 в Турции. Они состояли на вооружении ВВС этой нейтральной в годы войны страны с 1940 г. по 1943 г., а после были заменены немецкими FW-190A.

А вот в небе Швейцарии повоевать "четыреста шестым" все-таки пришлось. Несмотря на нейтральный статус этой страны, ее воздушное пространство систематически нарушалось самолетами воюющих государств, причем со стороны германских люфтваффе имели место и откровенно враждебные действия. В течение 1940 — 1945 гг. истребители альпийской республики, в том числе D-3800 и D-3801 ("мораны" швейцарского производства), сбили или принудили к посадке сорок самолетов — нарушителей (11). После войны все оставшиеся D-3800 и D-3801 были переоборудованы в истребители-бомбардировщики. В этом амплуа они оставались на вооружении до 1959 г., ставшего финальным в карьере этого хоть и не выдающегося, но оставившего заметный след в истории авиации самолета.


(1)      Один из лучших летчиков-истребителей Германии, теоретик воздушного боя. Имел наибольшее количество побед среди германских летчиков "Легиона Кондор" во время гражданской войны в Испании. Первый среди пилотов Luftwaffe добился 100 побед. Погиб осенью 1941 г. в авиакатастрофе.

(2)        Европа: GC I/6, GC III/1, GC III/2, GC III/3, GC III/6, GC III/7, GC II/6, GC II/7, GC 1/6, GC II/3, GC II/9 — из них последние три перевооружались на другие типы истребителей. На о.Корсика находилась GAM 550. Французская Северная Африка: GC 1/9, GC I/10, GC III/4, GC III/5. Ливан: GC 1/7.

(3)    О польских "моранах" см. "АХ" 1.93.

(4)    Французы, англичане и американцы делили победы, одержанные в групповых боях равномерно между участниками. Так, если три пилота уничтожали один самолет врага — всем им засчитывалось по 1/3 победы.

(5)    Точное число побед, одержанных чехословацкими пилотами на "моранах", указать затруднительно, т.к. часть авиагрупп в ходе боев сменила несколько типов истребителей, а статистика указывает общий рейтинг.

(6)     Для сравнения приводим результативность других типов истребителей ВВС Франции (без учета их количественного соотношения): Curtiss Hawk-75 — 230 и 81, Bloch MB-152 — 146 и 37, Devoitine D-520 — 111 и 38, Potez P.631 — 8 и 7, Caudron .CL.714 - 12 и 7, Bloch MB-151 — 4.

(7)     Всего французская истребительная авиация в этих боях потеряла 144 летчика.

(8)    В настоящее время Таиланд.

(9)    Японские войска находились на территории Французского Индокитая, хотя номинально колонией управляли французы.

(10)  Британское название американского палубного истребителя F4F "Уайлдкет".

(11)  Несколько самолетов, сбитых швейцарскими летчиками, но упавших вне территории Швейцарии, в это количество не включены.

Предыдущая Оглавление Следующая