![]() |
![]() |
МС.202 378-й эскадрильи 51-го Stormo, Сицилия, июнь 1942 г. | Носовая часть MC205V I серии выпуска |
Организационно Regia Aeronautica на территории Италии состояла из четырех авиационных округов: трех с командными пунктами в Милане, Риме и Палермо, называвшихся Воздушным флотом (Squadra Area), и четвертого с центром в Бари, называвшегося 4-й территориальной зоной. На заморских территориях действовали управления авиации (Aeronautica) Сардинии, Ливии, Албании и островов Эгейского моря. Как правило, каждый округ состоял из трех дивизии (Divisione) или бригад (Brigata): двух бомбардировочных и одной истребительной. Каждая истребительная авиадивизия (Divisione C.T.7)) состояла из трех полков (Stormo). Каждый полк — из двух групп (Gruppo), которые, в свою очередь, включали в себя от двух до четырех эскадрилий (Squadriglia). Эскадрилья делилась на три звена (Sezione) по четыре (три — до середины 1941 г.) самолета в каждом. Помимо этого, существовали отдельные автономные группы (Gruppo Autonomo), не принадлежавшие (часто временно) какому-либо полку, а также полуавтономные группы (Gruppo Semiautonomo), формально входившие в состав полка, но фактически подчинявшиеся командованию дивизии.
Первые МС.202 поступили летом 1941 г. в 9-ю Gruppo 4-го Stormo итальянских ВВС. Достигнув оперативной готовности, 25 сентября 1941 г. на римском аэродроме Кампино группа была инспектирована комиссией во главе с Бенито Муссолини и после инспекции перелетела на авиабазу Комисо на Сицилии.
Полку предстояло действовать на одном из наиболее горячих направлений — блокировать с воздуха британский гарнизон на острове Мальта. Все истребители несли на фюзеляже герб 4-го Stormo — белый вздыбленный конь на черном щите (или его вариант — черный конь на белом щите). Эту эмблему имел легендарный итальянский ас первой мировой войны Франческо Баракка, погибший в 1918 г. и почитавшийся патроном 4-го Stormo.
Уже 30 сентября лейтенант Фригьеро открыл счет побед Folgore, сбив "Харрикейн" Mk.IIb из 185 sqn. RAF (squadron Royal Air Force). В тот же день был сбит британский палубный истребитель Fulmar Mk.II, а группа из 12 МС.202, эскортируя гидросамолет Cant Z.506, вступила в бой с семью "Харрикейнами" и уничтожила два из них. 14 октября Folgore понесли первые потери — над Мальтой был сбит летчик 96 эскадрильи лейтенант Эммануэль Аннони.
Следующим подразделением, получившим новый истребитель, стала 8-я Gruppo из 2-го Stormo, базировавшаяся в Ливии. 8 октября 1941 г. восемь Folgore вошли в состав этой группы, но уже неделю спустя их перевели в 17-ю Gruppo 1-го Stormo на аэродром Кампоформидо на северо-востоке Италии. Вскоре 17-я группа перелетела на аэродром Кампино, где ее самолеты оснастили пылевыми фильтрами.
18 декабря 1941 г. англичане начали наступательную операцию "Крусейдер" против итало-германских войск в Ливии. 96-ю и 97-ю эскадрильи 9-й Gruppo срочно, не дожидаясь установки пылефильтров, 26 декабря перебросили на ливийскую авиабазу Мартуба. Уже на следующий день произошла первая стычка с истребителями Р-40В Tomahawk британских ВВС.
В декабре на Folgore перевели 6-ю и 10-ю Gruppo, которые также направлялись в Ливию. К новому 1942 г. два элитарных полка ВВС Италии — 1-й и 4-й были полностью оснащены новыми истребителями.
Декабрь в Ливии стал месяцем тяжелых боев. Особенно трудно пришлось 9-й группе, что стало причиной ее вывода на переформирование с передачей всех исправных самолетов 1-му Stormo. На вооружении 6-й и 10-й групп к 8 января 1942 г. (моменту стабилизации фронта под Эль-Агейлой) осталось всего 25 боеспособных Folgore.
Подразделения итальянских ВВС, имевшие на вооружении истребители МС.202 Табл. 3
Stormo С.Т. |
Gruppo C.T. |
Squadriglia C.T. |
I |
6 17 |
79, 81, 88 70, 71, 80 |
2 |
8* 13 Aut. |
77, 78, 82 92, 93, 94 |
3 |
18 23 |
83, 85, 95 70, 74, 75 |
4 |
9 10 |
73, 96, 97 84, 90, 91 |
6 |
3 Aut.** |
153, 154, 155 |
51 |
20 21 Aut. 155 |
351, 352, 353 356, 361, 382, 386 351, 360, 378 |
52 |
22 Aut. 24 Aut. |
359, 362, 369, 371 354, 355, 370 |
53 |
150 Aut. |
363, 364, 365 |
54 |
7 16 153 Aut. |
76, 86, 98 167, 168, ГС9 372, 373, 374 |
154 Aut. 161 Aut. |
368, 395, 396 162, 163, 164 |
|
* Самолеты находились в группе в течение недели. ** Срок службы очень короткий (лето - 1943 г.) — группа впоследствии перевооружена на Bf-109G. |
В конце января 1942 г. войска германского генерала Э. Роммеля при поддержке итальянских частей перешли в наступление. МС.202 действовали в составе двух групп: 6-й, базировавшейся в Ара-Филебрун, и 17-й, базировавшейся в Тамсте. Их основной задачей стало сопровождение истребителей Fiat CR.42 и МС.200, использовавшихся для ударных операций. Практиковались и полеты на свободную охоту совместно с германскими "мессершмиттами" Bf-109F из эскадр JG-27 и JG-53. Весной на фронте наступило затишье, продолжавшееся до конца мая 1942 г.
7) Divisione di Cacchia Terrestre или истребительная авиадивизия.