Предыдущая Оглавление Следующая

Mc202007.jpg Mc202008.jpg
МС.202 378-й эскадрильи 51-го Stormo, Сицилия, июнь 1942 г. Носовая часть MC205V I серии выпуска

"Макки" в боях II мировой войны

Организационно Regia Aeronautica на территории Италии состояла из четырех авиационных округов: трех с командными пунктами в Милане, Риме и Палермо, называвшихся Воздушным флотом (Squadra Area), и четвертого с центром в Бари, называвшегося 4-й территориальной зоной. На заморских территориях действовали управления авиации (Aeronautica) Сардинии, Ливии, Албании и островов Эгейского моря. Как правило, каждый округ состоял из трех дивизии (Divisione) или бригад (Brigata): двух бомбардировочных и одной истребительной. Каждая истребительная авиадивизия (Divisione C.T.7)) состояла из трех полков (Stormo). Каждый полк — из двух групп (Gruppo), которые, в свою очередь, включали в себя от двух до четырех эскадрилий (Squadriglia). Эскадрилья делилась на три звена (Sezione) по четыре (три — до середины 1941 г.) самолета в каждом. Помимо этого, существовали отдельные автономные группы (Gruppo Autonomo), не принадлежавшие (часто временно) какому-либо полку, а также полуавтономные группы (Gruppo Semiautonomo), формально входившие в состав полка, но фактически подчинявшиеся командованию дивизии.

Первые МС.202 поступили летом 1941 г. в 9-ю Gruppo 4-го Stormo итальянских ВВС. Достигнув оперативной готовности, 25 сентября 1941 г. на римском аэродроме Кампино группа была инспектирована комиссией во главе с Бенито Муссолини и после инспекции перелетела на авиабазу Комисо на Сицилии.

Полку предстояло действовать на одном из наиболее горячих направлений —  блокировать с воздуха британский гарнизон на острове Мальта. Все истребители несли на фюзеляже герб 4-го Stormo — белый вздыбленный конь на черном щите (или его вариант —    черный конь на белом щите). Эту эмблему имел легендарный итальянский ас первой мировой войны Франческо Баракка, погибший в 1918 г. и почитавшийся патроном 4-го Stormo.

Уже 30 сентября лейтенант Фригьеро открыл счет побед Folgore, сбив "Харрикейн" Mk.IIb из 185 sqn. RAF (squadron Royal Air Force). В тот же день был сбит британский палубный истребитель Fulmar Mk.II, а группа из 12 МС.202, эскортируя гидросамолет Cant Z.506, вступила в бой с семью "Харрикейнами" и уничтожила два из них. 14 октября Folgore понесли первые потери — над Мальтой был сбит летчик 96 эскадрильи лейтенант Эммануэль Аннони.

Следующим подразделением, получившим новый истребитель, стала 8-я Gruppo из 2-го Stormo, базировавшаяся в Ливии. 8 октября 1941 г. восемь Folgore вошли в состав этой группы, но уже неделю спустя их перевели в 17-ю Gruppo 1-го Stormo на аэродром Кампоформидо на северо-востоке Италии. Вскоре 17-я группа перелетела на аэродром Кампино, где ее самолеты оснастили пылевыми фильтрами.

18 декабря 1941 г. англичане начали наступательную операцию "Крусейдер" против итало-германских войск в Ливии. 96-ю и 97-ю эскадрильи 9-й Gruppo срочно, не дожидаясь установки пылефильтров, 26 декабря перебросили на ливийскую авиабазу Мартуба. Уже на следующий день произошла первая стычка с истребителями Р-40В Tomahawk британских ВВС.

В декабре на Folgore перевели 6-ю и 10-ю Gruppo, которые также направлялись в Ливию. К новому 1942 г. два элитарных полка ВВС Италии — 1-й и 4-й были полностью оснащены новыми истребителями.

Декабрь в Ливии стал месяцем тяжелых боев. Особенно трудно пришлось 9-й группе, что стало причиной ее вывода на переформирование с передачей всех исправных самолетов 1-му Stormo. На вооружении 6-й и 10-й групп к 8 января 1942 г. (моменту стабилизации фронта под Эль-Агейлой) осталось всего 25 боеспособных Folgore.

Подразделения итальянских ВВС, имевшие на вооружении истребители МС.202 Табл. 3

Stormo С.Т.

Gruppo C.T.

Squadriglia C.T.

I

6 17

79, 81, 88 70, 71, 80

2

8* 13 Aut.

77, 78, 82 92, 93, 94

3

18 23

83, 85, 95 70, 74, 75

4

9 10

73, 96, 97 84, 90, 91

6

3 Aut.**

153, 154, 155

51

20 21 Aut. 155

351, 352, 353 356, 361, 382, 386 351, 360, 378

52

22 Aut. 24 Aut.

359, 362, 369, 371 354, 355, 370

53

150 Aut.

363, 364, 365

54

7 16 153 Aut.

76, 86, 98 167, 168, ГС9 372, 373, 374

154 Aut. 161 Aut.

368, 395, 396 162, 163, 164

* Самолеты находились в группе в течение недели. ** Срок службы очень короткий (лето - 1943 г.) — группа впоследствии перевооружена на Bf-109G.

В конце января 1942 г. войска германского генерала Э. Роммеля при поддержке итальянских частей перешли в наступление. МС.202 действовали в составе двух групп: 6-й, базировавшейся в Ара-Филебрун, и 17-й, базировавшейся в Тамсте. Их основной задачей стало сопровождение истребителей Fiat CR.42 и МС.200, использовавшихся для ударных операций. Практиковались и полеты на свободную охоту совместно с германскими "мессершмиттами" Bf-109F из эскадр JG-27 и JG-53. Весной на фронте наступило затишье, продолжавшееся до конца мая 1942 г.


7) Divisione di Cacchia Terrestre или истребительная авиадивизия.

Предыдущая Оглавление Следующая