В декабре 1954 г. появился сельхозвариант - Ми-4С. На нем вместо подфюзеляжной кабины устанавливался тоннельный распылитель, внутри фюзеляжа -бункер для удобрений, а для распрыскивания жидких химикатов к бортам крепились штанги с форсунками. Пульт управления сельхозоборудованием находился в кабине пилотов, а кнопка привода системы в действие выводилась непосредственно на ручку управления. В 1955 г. Ми-4С экспонировался на ВДНХ в Москве. Позднее была построена небольшая серия таких вертолетов, которые успешно применялись для обработки лесов, полей и садов. Однако из-за более низкой арендной стоимости их вытеснили Ми-1, Ка-15 и Ка-26.
В декабре 1954 г. был построен лесопожарный вариант Ми-4Л. Он мог осуществлять: высадку десанта пожарных, тушение огня с помощью установленного в подфюзеляжной кабине водяного ствола и химобработку леса. В грузовой кабине устанавливались два бака по 500 л, а сверху на них могли разместиться 8 пожарных со снаряжением. Заправка огнегасящими жидкостями производилась как на стоянке, так и на режиме висения. Для высадки десантников имелась бортовая лебедка. В 1955 г, использование ствола признали неэффективным и основной задачей Ми-4Л стала доставка десанта.
![]() |
![]() |
![]() |
Ми-4МЭ с РЛС РБП-4Г. Музей ВМФ Польши в Гдыне, 1994 г. | Подвеска глубинных бомб на Ми-4МЭ. Видны раскрытые створки бомболюка | Опускаемый буй гидроакустической станции на Ми-4МЭ |
![]() |
![]() |
|
Первый прототип Ми-4ПЛО | Носовая часть Ми-4МЭ |
Ми-4 производства КНР. В 1956 г. из СССР на Харбинский авиазавод началась передача документации. Вначале 1958 г. приступили к сборке прототипов вертолета, названного Z-5 и оснащенного лицензионным двигателем HS7. 14.12.1958 г. летчики Куан Гуанджоу и Ли Ксингксянг подняли в воздух первую машину. Однако проводимая в КНР политика «большого скачка» негативно сказалась на производстве, и первый серийный Z-5, качество которого удовлетворяло заказчика, взлетел только 21.09.1963 г.
Поскольку из СССР передавались чертежи лишь на лопасти смешанной конструкции, то в КНР также возникли проблемы с ресурсом несущей системы, В Китае сумели самостоятельно создать цельнометаллические лопасти, и с июля 1966 г. начали постройку усовершенствованных Z-5. Всего до 1979 г. в КНР было выпущено 545 вертолетов Z-5, из них: 437 транспортно-десантных, 86 пассажирских, 7 сельскохозяйственных и 2 аэрофотосъемочных. В 1979 г. на одну машину установили спаренный турбовальный канадский двигатель РТ6Т-6 Twin Рас.