![]() |
![]() |
Доставка раненого к индийскому Ми-4. Приграничный конфликт между Индией и КНР, 1962 г. | Ми-4А - наглядное пособие для изучения конструкции летательных аппаратов. Ангар КМУГА, декабрь 1994 г. |
ВВС ДРВ использовали Ми-4 для выполнения транспортных полетов в Лаос и Южный Вьетнам, борьбы с катерами и моторными джонками противника и других задач. Отмечено несколько безуспешных попыток атаковать на Ми-4 корабли 7-го флота США. Американцы заявили о предположительном сбитии двух вертолетов. В октябре 1967 г. F-105 ВВС США при бомбежке аэродрома в 50 км от Ханоя уничтожили четыре Ми-4. Несколько «четверок» сожгли американские «зеленые береты» в ночь с 20 на 21 ноября 1970 г. во время рейда на лагерь Сон Тай. В ходе решающего наступления НВСО на Юге в 1975 г. «четверки» совершали курьерские полеты. В конце 70-х гг. они использовались для обеспечения вьетнамских войск в ходе боевых действий против китайцев и полпотовцев.
В Афганистане на момент «Апрельской революции» 1978 г. в составе ВВС имелось около 20 Ми-4. Еще до ввода советских войск правительственная авиация использовала «четверки» в действиях против вооруженных группировок оппозиции, при этом одна машина была сбита в марте 1979 г. Появление за Пянджем советских Ми-8 и Ми-24 вытеснило старенькие «четверки» на задний план. Единственным подтверждением существования Ми-4 в афганской армии служит угон 3.10.1987 г. двух вертолетов этого типа на пакистанскую авиабазу Читрал. После победы моджахедов война в Афганистане не прекратилась. Для сохранившихся «четверок» вновь нашлась работа - ВВС президента Раббани использовали их против бывших союзников.
Пришлось повоевать Ми-4 и в Африке. Правительственные войска Судана в конце 60-х гг. применяли их в операциях против повстанцев на юге страны. В 1973 г., во время освободительной войны в Португальской Гвинее (ныне Гвинея-Бисау) национальный фронт ПАИГК использовал Ми-4 в боях с войсками метрополии. Вертолеты совершали транспортные и разведполеты. Базировались они, в основном, в соседней Гвинейской Республике, а иногда и на территории, подконтрольной фронту. Летали кубинцы и авиаторы из африканских стран. На машинах наносились красные звезды и аббревиатура PAIGC. Потерь вертолетчики не имели. Сомалийская армия использовала «четверки» в войне с Эфиопией в 1977-78 гг. После поражения сомалийцев в стране началась гражданская война, в которой приняли участие и уцелевшие Ми-4. Их постигла общая судьба ВВС этого государства: из-за отсутствия запчастей все то, что не погибло в боях, пришло в негодность, было разграблено мародерами и превратилось в металлолом.
Основной боевой работой кубинских Ми-4 стала борьба с кораблями и катерами ЦРУ. Так, в ночь на 21 октября 1963 г. при высадке антикастровских командос специальное судно ЦРУ «Рекс» попало в засаду. Спасаясь от огня, экипаж направил свой корабль в открытое море. В это время появились два Ми-4, с которых выпустили осветительные ракеты. Однако в освещенную зону попал либерийский рудовоз «Дж. Луис», выполнявший обычный рейс. Экипажи вертолетов приняли его за противника и открыли огонь. Подоспевшая пятерка МиГов повторила ошибку своих коллег. Пока кубинцы разобрались, что к чему, нарушитель ушел. Известен также случай дезертирства одного летчика на Ми-4 с Острова Свободы в США. Американцы вертолет не вернули, и сейчас он находится в музее армейской авиации.
Рекорды, установленные на Ми-4 | ||
25.04. 1956 г. | поднят груз 2000 кг на высоту 6017,5 м | Р.И. Капрэлян |
25.04. 1956 г. | поднят груз 1000 кг на высоту 6056 м | В.В. Винницкий |
29.04. 1956 г. | средняя скорость 187,245 км/ч на дистанции 500 км | Б.В. Земсков |
26.03. 1960 г. | поднят груз 1012 кг на высоту 7575 м | Г.В. Алферов |
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. Ми-4 удостоили Диплома и Золотой медали.
Создатели «четверки» попали точно в цель, вовремя выпустив в свет вертолет, который на долгие годы стал эталоном в своем классе. Появившиеся позднее Ми-2 и Ми-8 так и не заполнили нишу, освобожденную ветераном. И по сей день в парке вертолетов стран бывшего СССР ощущается потребность в недорогой, неприхотливой и надежной «воздушной полуторке».