Предыдущая Оглавление Следующая

В систему управления включались рулевые агрегаты РА-10 и гидроусилитель БУ-10Ш (для вертолета с автопилотом), для вертолета без автопилота - гидроусилители БУ-10П и БУ-10Ш. Система управления - жесткого типа (за исключением управления тормозом несущего винта и путевого управления в районе концевой балки). В кабине органы управления сдвоены так, что каждый летчик имеет возможность управлять вертолетом самостоятельно со своего рабочего места при неработоспособности другого.

Гидравлическая система вертолета монтировалась в редукторном отсеке и предназначалась для питания рабочей смесью (АМГ-10) рулевых агрегатов или гидроусилителей в системе управления вертолетом под давлением 60 (+5/-15) кг/см.кв. Для увеличения надежности эксплуатации на вертолете имелись две гидросистемы - основная и дублирующая. Насосы шестеренчатого типа устанавливались на корпусе главного редуктора.

Воздушная система - баллонного типа (в качестве баллонов использовались внутренние полости основных стоек шасси). Предназначалась для торможения колес шасси и осуществления перезарядки пулемета в гондоле. Вертолет оборудовался системой вентиляции и отопления кабины (при помощи бензинового обогревателя БО-20, установленного слева внизу в моторном отсеке), а также противообледенительной системой лопастей несущего и рулевого винтов (спирто-глицериновая смесь) и стекол кабины экипажа (спирт).

Оборудование вертолета включало в себя: комплект пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля за работой двигателя и трансмиссии, систему электрооборудования с генератором и аккумуляторами в качестве источников питания, кислородное, радио и вспомогательное оборудование. Оборудование Ми-4А обеспечивало возможность полетов днем, ночью и в сложных метеоусловиях.

Радиооборудование состояло из приемно-передающей радиостанции РСИУ-3М, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2 и переговорного устройства СПУ-2 или СПУ-3.

Экипаж транспортно-десантного Ми-4 состоял из трех человек: летчика (командира), штурмана (правого летчика) и борттехника. Последний также осуществлял стрельбу из пулемета, расположенного в гондоле. Командир поднимался в кабину по левому борту, используя встроенные подножки и поручни. Штурман - через грузовую кабину, затем по стремянке через люк в полу кабины пилотов, отклонив при этом спинку сиденья. Борттехник в полете стоял на стремянке за спиной у штурмана.

В ВВС СССР вертолеты Ми-4 окрашивались в зеленый цвет сверху и бледно-голубой снизу. Грузовая и пилотская кабины окрашивались в серый цвет, пульты и приборные доски - черные. Опознавательные знаки располагались по бокам фюзеляжа за основными стойками шасси и снизу на подфюзеляжной гондоле. Тактические номера рисовались на борту (под иллюминаторами, либо над опознавательными знаками ближе к стыку с хвостовой балкой). Последний из вариантов имел Ми-4АВ, на котором служил автор статьи. Тактический номер 18 желтого цвета с черной окантовкой выполнялся шрифтом со срезанными под 45° гранями.

Основные характеристики вертолетов Ми-4

В-12

Ми-4А (трансп.)

Ми-4АВ

Ми-4М (ранний)

Ми-4МЭ

Длина*, м

- без несущего и рулевых винтов

16,79

- с вращающимися винтами

25,015

Диаметр воздушных винтов, м

- несущего

21

- рулевого

3,6

Двигатель

- тип

поршневой, АШ-82В

- мощность, л.с.

1700

Масса пустого вертолета, кг

4900

5413**

-

6130

5845

Взлетная масса, кг

- нормальная

6950

7307**

7500

7340

7229

- максимальная

7350

7800

7800

7600

575

Масса перевозимого груза, кг

- нормальная

-

1250

1290

-

-

- максимальная

-

1500

1680

-

-

Количество пассажиров, чел.

- нормальное

10

10

-

-

-

- максимальное

15

15

-

-

-

Скорость полета, км/ч

- максимальная

185

185

170

185

185

- крейсерская

-

140

140

-

-

- минимальная

0

0

50

0

0

Дальность полета, км

570

425

330

175

322

Продолжительность полета

-

2 ч. 55 мин.

-

-

-

* Без обтекателя РЛС на Ми-4М, Ми-4МЭ. ** С подфюзеляжной гондолой

Предыдущая Оглавление Следующая