В систему управления включались рулевые агрегаты РА-10 и гидроусилитель БУ-10Ш (для вертолета с автопилотом), для вертолета без автопилота - гидроусилители БУ-10П и БУ-10Ш. Система управления - жесткого типа (за исключением управления тормозом несущего винта и путевого управления в районе концевой балки). В кабине органы управления сдвоены так, что каждый летчик имеет возможность управлять вертолетом самостоятельно со своего рабочего места при неработоспособности другого.
Гидравлическая система вертолета монтировалась в редукторном отсеке и предназначалась для питания рабочей смесью (АМГ-10) рулевых агрегатов или гидроусилителей в системе управления вертолетом под давлением 60 (+5/-15) кг/см.кв. Для увеличения надежности эксплуатации на вертолете имелись две гидросистемы - основная и дублирующая. Насосы шестеренчатого типа устанавливались на корпусе главного редуктора.
Воздушная система - баллонного типа (в качестве баллонов использовались внутренние полости основных стоек шасси). Предназначалась для торможения колес шасси и осуществления перезарядки пулемета в гондоле. Вертолет оборудовался системой вентиляции и отопления кабины (при помощи бензинового обогревателя БО-20, установленного слева внизу в моторном отсеке), а также противообледенительной системой лопастей несущего и рулевого винтов (спирто-глицериновая смесь) и стекол кабины экипажа (спирт).
Оборудование вертолета включало в себя: комплект пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля за работой двигателя и трансмиссии, систему электрооборудования с генератором и аккумуляторами в качестве источников питания, кислородное, радио и вспомогательное оборудование. Оборудование Ми-4А обеспечивало возможность полетов днем, ночью и в сложных метеоусловиях.
Радиооборудование состояло из приемно-передающей радиостанции РСИУ-3М, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2 и переговорного устройства СПУ-2 или СПУ-3.
Экипаж транспортно-десантного Ми-4 состоял из трех человек: летчика (командира), штурмана (правого летчика) и борттехника. Последний также осуществлял стрельбу из пулемета, расположенного в гондоле. Командир поднимался в кабину по левому борту, используя встроенные подножки и поручни. Штурман - через грузовую кабину, затем по стремянке через люк в полу кабины пилотов, отклонив при этом спинку сиденья. Борттехник в полете стоял на стремянке за спиной у штурмана.
В ВВС СССР вертолеты Ми-4 окрашивались в зеленый цвет сверху и бледно-голубой снизу. Грузовая и пилотская кабины окрашивались в серый цвет, пульты и приборные доски - черные. Опознавательные знаки располагались по бокам фюзеляжа за основными стойками шасси и снизу на подфюзеляжной гондоле. Тактические номера рисовались на борту (под иллюминаторами, либо над опознавательными знаками ближе к стыку с хвостовой балкой). Последний из вариантов имел Ми-4АВ, на котором служил автор статьи. Тактический номер 18 желтого цвета с черной окантовкой выполнялся шрифтом со срезанными под 45° гранями.
Основные характеристики вертолетов Ми-4 |
|||||
В-12 |
Ми-4А (трансп.) |
Ми-4АВ |
Ми-4М (ранний) |
Ми-4МЭ |
|
Длина*, м |
|||||
- без несущего и рулевых винтов |
16,79 |
||||
- с вращающимися винтами |
25,015 |
||||
Диаметр воздушных винтов, м |
|||||
- несущего |
21 |
||||
- рулевого |
3,6 |
||||
Двигатель |
|||||
- тип |
поршневой, АШ-82В |
||||
- мощность, л.с. |
1700 |
||||
Масса пустого вертолета, кг |
4900 |
5413** |
- |
6130 |
5845 |
Взлетная масса, кг |
|||||
- нормальная |
6950 |
7307** |
7500 |
7340 |
7229 |
- максимальная |
7350 |
7800 |
7800 |
7600 |
575 |
Масса перевозимого груза, кг |
|||||
- нормальная |
- |
1250 |
1290 |
- |
- |
- максимальная |
- |
1500 |
1680 |
- |
- |
Количество пассажиров, чел. |
|||||
- нормальное |
10 |
10 |
- |
- |
- |
- максимальное |
15 |
15 |
- |
- |
- |
Скорость полета, км/ч |
|||||
- максимальная |
185 |
185 |
170 |
185 |
185 |
- крейсерская |
- |
140 |
140 |
- |
- |
- минимальная |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
Дальность полета, км |
570 |
425 |
330 |
175 |
322 |
Продолжительность полета |
- |
2 ч. 55 мин. |
- |
- |
- |
* Без обтекателя РЛС на Ми-4М, Ми-4МЭ. ** С подфюзеляжной гондолой