Предыдущая Оглавление Следующая

В боях

Впервые МиГ-19 применили против реального противника в конце 50-х гг. в ПВО СССР. В один из осенних дней 1957 г. комэск 9-го ГИАП (Туркестанский корпус ПВО) вылетел с аэродрома Андижан на перехват высотной воздушной цели - разведчика U-2. Поднявшись на 17000 м, летчик доложил, что наблюдает идущий с превышением в 3000 м крестообразный самолет, но «достать» его не имеет возможности. Вскоре полк посетил генерал-полковник Е.Я.Савицкий. Внимательно выслушав доклад летчика, он пришел к выводу, что тому что-то померещилось, ибо, поданным разведки, «самолетов с подобными характеристиками быть не может». Позже летчика перевели в другую часть. Но «несуществующий самолет» 9.04.1960 г. вновь нарушил госграницу на участке того же полка, идя на высоте 20-21 км. Из Андижана взлетела четверка МиГ-19, однако, поднявшись на 16000 м, пилоты не обнаружили противника, а тот, отсняв полигон ПВО у оз. Балхаш и космодром Байконур, безнаказанно ушел. 1 мая 1960 г. в советском воздушном пространстве произошел инцидент, получивший широчайшую международную огласку: пилотируемый капитаном Ф.Г. Пауэрсом U-2 проследовал от афганской границы до Свердловска, где был сбит ракетой ЗРК С-75. Под этот же ракетный залп попала пара истребителей МиГ-19П, преследовавшая нарушителя (летчики к-н Б. Айвазян и л-т С. Сафронов). Машину С. Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику в пикировании удалось выйти из-под удара. Как ни прискорбно - первый «девятнадцатый» уничтожили свои.

Первая победа на МиГ-19 была одержана 1.07.1960 г. в Заполярье - капитан В.Поляков сбил разведчик RB-47. В конце 50-х - начале 60-х гг. на МиГах было сбито значительное количество аэростатов с разведаппаратурой. Немало боевых эпизодов пришлось на долю пилотов МиГ-19 советской 24-й ВА, дислоцированной на территории ГДР. 20.05.1960 г. пара в составе к-на Л. Шкарубы и ст. л-та М. Крылова принудила к посадке разведчик RB-47. Через некоторое время нарушитель был отпущен. 2.04.1963 г. пара МиГов, обстреляв вышедшую за пределы южного Берлинского коридора «Цессну-310», заставила ее пилота приземлиться. 28.01.1964 г. был уничтожен самолет Sabreliner ВВС США (экипаж погиб).

В 1968 г. войска стран Варшавского договора участвовали в ликвидации «отклонений в строительстве социализма» в Чехословакии. Ввиду вероятных вооруженных провокаций со стороны НАТО, на чешские аэродромы перебазировали несколько авиаполков из СССР, в том числе МиГ-19П из Прикарпатского ВО. Поскольку передислокация наземного персонала задерживалась, на месте самолеты первое время обслуживались польскими техниками.

Воздушные границы ЧССР неоднократно нарушались различными летательными аппаратами со стороны ФРГ и Австрии. 12.10.1959 г. пилоты S-105 Я. Буреш и Й. Файкс принудили к посадке на аэродром Карловы Вары итальянский F-84F. В сентябре 1960 г. чехословацкие летчики заставили приземлиться американский F-100. Вероятно, это единственный случай встречи в боевой обстановке истребителей такого типа. Применялись МиГи этой страны и для борьбы с аэростатами.

Болгарским летчикам также приходилось бороться с НАТОвскими воздушными нарушителями, главным образом с греческими и турецкими. Так, ныне генерал, летчик Трифонов уничтожил семь самолетов и аэростатов. Часть побед он одержал, летая на МиГ-19.

По ту сторону Атлантики МиГ-19 достаточно активно применяли ВВС Кубы, используя их против самолетов и плавсредств ЦРУ. Известен эпизод, произошедший в середине 60-х гг. Четверка МиГов, пилотируемая советскими инструкторами, вылетела на перехват судна-нарушителя, но из-за ошибки наземного оператора наведения атаковала танкер торгового флота ГДР. Произошел международный скандал, летчикам грозил трибунал, однако власти Кубы взяли на себя ответственность за инцидент.

С середины 60-х гг. J-6 стали основным средством защиты воздушных границ КНР. С 1964 по 1971 гг. летчики ВВС и авиации ВМФ Китая на J-6 уничтожили 21 нарушителя, в том числе: два А-6 Intruder, два RF-101 Voodoo, по одному F-104C Starfighter и А-3 Skywarrior. Бои не всегда заканчивались удачно. Так, в 1965 г. группа J-6 атаковала над морем С-130 ВВС США. Экипаж «Геркулеса» запросил помощь и, подоспевшие «Фантомы» авиации 7-го флота США вынудили пилотов МиГов уйти в сторону берега. Еще хуже, потерей двух истребителей, окончился бой с тайваньскими F-104C в 1967 г. В период ухудшения обстановки на советско-китайской границе J-6 неоднократно залетали на 1-1,5 км вглубь территории СССР. В январе 1974 г. они прикрывали с воздуха высадку китайского десанта на Парасельские острова. В марте 1979 г. эпизодически применялись в ходе интервенции армии КНР в северные провинции Вьетнама. Столкнувшись с отлично оснащенной ПВО, китайцы потеряли как минимум один самолет этого типа. Однако и после вывода войск из Вьетнама китайские МиГи неоднократно вторгались в воздушное пространство соседа.

Своеобразной «боевой деятельностью» летчиков КНР стало их дезертирство в соседние страны. С J-6 связано шесть таких инцидентов: пять на Тайвань и в Южную Корею и один в СССР. Если в первых случаях беглецы получали политическое убежище, денежное вознаграждение до 1,2 млн. USD и воинское звание гоминьдановских ВВС на ступень выше, чем в НОАК, то перелетевший в СССР летчик был выдан властям КНР. Угон самолетов был делом небезопасным. 27.05.1983 г. над Тайваньским проливом своими бывшими коллегами был сбит J-6, летчик которого пытался дезертировать. Даже после успешного бегства пилотам не всегда удавалось скрыться от гнева «великого кормчего». 10.01.1966 г., пользуясь данными агентурной разведки, группа J-6 сбила над морем гоминьдановскую амфибию HU-6 Albatross, на борту которой погибло 11 человек, в том числе 3 бывших дезертира, летевших на международный симпозиум.

Mig19041.jpg Mig19044.jpg

 

 

Ударный самолет А-5 Китайский J-6, сбитый над вьетнамской провинцией Лангшон в марте 1979 г.

Предыдущая Оглавление Следующая