Предыдущая Оглавление Следующая

После ввода в 1979 г. в Афганистан советских войск F-6 привлекались для защиты воздушных границ Пакистана от афганских и советских самолетов. Вначале такие инциденты оканчивались вытеснением нарушителей, позже - вооруженными столкновениями. Примечательно, что даже после поступления на вооружение более современных F-16 и F-7P «шестерки» не были списаны и поныне обеспечивают ПВО каждого крупного военного аэродрома Пакистана.

В Афганистане МиГ-19С применялись для нанесения ударов с воздуха по отрядам моджахедов. За все время конфликта не отмечен ни один факт уничтожения в боях этих машин.

Mig19045.jpg

Разбитый F-6 ВВС Сомали на аэродроме, 1992 г.

Применялись F-6 и на африканском континенте. В Танзании они использовались в 1978-79 гг. в ходе войны с Угандой. МиГи ВВС Судана осуществляли тактическую поддержку войск при проведении операций против повстанцев на юге страны. По меньшей мере один самолет был потерян. В Сомали эти истребители применялись как для патрулирования границы с Эфиопией и Суданом, так и для ударов с воздуха по отрядам вооруженной оппозиции. Летали сомалийские и иностранные пилоты. В 1988 г. во время боев с отрядами Сомалийского Национального Движения близ г. Харгейса два F-6 были сбиты. К концу года из-за отсутствия запчастей правительственная авиация обладала всего тремя боеспособными F-6, а когда в декабре 1992 г. американские войска высадились в Сомали, аэродромы этой страны представляли собой сборище металлолома.

Краткое техническое описание истребителя МиГ-19С

МиГ-19С - одноместный двухдвигательный реактивный фронтовой истребитель. По схеме - свободнонесущий среднеплан со стреловидным крылом и оперением и управляемым стабилизатором.

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения (переходящего в эллиптическое в хвостовой части). Имеет эксплуатационный разъем для демонтажа двигателей, который делит его на носовую (шп. №№ 1-20) и хвостовую (шп. №№ 20А-35) части. К шп. № 35 крепится хвостовой обтекатель. Спереди носовой части располагается воздухозаборник, разделенный на два рукава, которые огибают отсек передней ноги шасси (шп. №№ 1-4) и кабину пилота (шп. №№ 4-9), Над воздухозаборником расположен фотопулемет АКС-5, под ним -ПВД. В носовой части размещается радиодальномер СРД-1М, антенна которого выведена на левый борт у ниши шасси. Кабина пилота - герметичная, вентиляционного типа. В ней находится: приборное оборудование, прицел АСП-5Н, работающий совместное СРД-1М, и катапультное (шторочного типа) кресло. Бронирование кабины: спереди -10-мм плита, сзади по шп. № 7 - 16-мм бронеспинка и 25-мм бронезаголовник, выполняющий роль противокапотажной рамы. Фонарь состоит из неподвижного козырька с лобовым 64-мм бронестеклом и сдвижной части, аварийно сбрасываемой из любого положения. За кабиной находится протестированный топливный бак №1 {1485 л). За ним расположен двигательный отсек, под которым размещен протестированный бак № 2 (330 л). Снизу, между шп. № 12-14, находится передний тормозной щиток площадью 0,45 м2, отклоняемый на угол 45°. На шп. №№ 9 и 15 находятся узлы крепления крыла. В хвостовой части фюзеляжа размещаются удлинительные трубы и форсажные камеры двигателей, а под ними - непротектированные топливные баки №№ 3 и 4 объемом 180 и 175 л. По бокам фюзеляжа, между шп. №№ 23 и 25, находятся тормозные щитки площадью по 0,52 м2, отклоняемые на угол 25°, а снизу по левому борту между шп. №№ 30 и 33 - контейнер тормозного парашюта ПТ-19. Над двигателями размещены тяги управления, гидроагрегаты и маслобаки. Сверху хвостовой части фюзеляжа крепится киль с форкилем и цельноповоротное горизонтальное оперение, снизу - подфюзеляжный гребень площадью 0,54 м2.

Крыло - площадью 25 м2 с углом стреловидности 55° по линии 25% хорд. Бортовой профиль - ЦАГИ С-12С, концевой - ЦАГИ СР-7С, толщиной 12 и 7% соответственно. Угол поперечного «V» составляет -4°30'. Силовой набор каждой консоли - лонжерон с подкосной балкой, 28 нервюр и стрингеры. Обшивка - дюралевая работающая. Задний стрингер - силовой (мощный двутавровый профиль, соединенный с нижней и верхней обшивками), служит для крепления щитков-закрылков со скользящей осью вращения и элеронов с внутренней весовой компенсацией. Угол отклонения закрылков - 15° на взлете и 25° на посадке, элеронов - ± 20°. Левый элерон оснащен триммером. Для повышения эффективности управления самолетом на больших числах М на нижней поверхности перед закрылками установлены интерцепторы, кинематически связанные с элеронами. На верхней поверхности крыла имеются аэродинамические гребни высотой в 12% хорды. Между лонжероном и подкосной балкой расположены отсеки основных стоек шасси. Вдоль бортовых нервюр монтируются пушки НР-30, боезапас которых размещен в носике крыла вдоль лонжерона. Под крылом устанавливаются балочные держатели для подвесных баков, бомб и блоков НУРС.

Оперение. Вертикальное - классической схемы, площадью 4,17 м2, стреловидностью 57,5° и сужением 1,78, снабжено форкилем. Руль направления имеет весовую компенсацию и, начиная с 8 серии выпуска, триммер. Горизонтальное оперение - управляемое цельноповоротное, площадью 7,78 м2, стреловидностью 55° и сужением 2,49. Диапазон отклонения: вверх 11°30', вниз 26°30'.

Шасси - трехстоечное, убираемое, с носовым колесом. Все колеса тормозные. Переднее размером 480x200 мм, основные - 660x200 мм. Давление в пневматиках: основных - 10 кг/см2, носовом - 6 кг/см2. Амортизация стоек шасси - масляно-воздушная.

Предыдущая Оглавление Следующая