Согласно заявлению ОКБ, МиГ-21-93 в бою на средней дальности будет равноценен истребителю Mirage 2000 и лучшим, чем F-16. В ближнем бою он будет иметь четырехкратное превосходство над F-16 и МиГ-21бис. В тоже время он будет уступать F-15 и F-18 в соотношении 0,6:1 и 0,8:1 соответственно. По сумме качеств модернизированная машина имеет восьмикратное превосходство над МиГ-21бис, главным образом при атаке по наземным целям.
МиГ-21-93 имеет взлетную массу 8825 кг, что лишь на 75 кг превышает массу МиГ-21 бис. Максимальная скорость истребителя - 2175 км/ч на большой высоте и 1300 км/ч у земли, потолок -17300 м. Практический радиус действия при полете на перехват с двумя ракетами и без подвесного бака -1000 км на большой высоте и 560 км - на малой. Перегоночная дальность - 2100 км.
В ходе берлинского авиасалона ILA'94 экспонировался первый прототип МиГ-21-93. Второй строился в Индии. Тогда же директор Нижегородского авиазавода информировал прессу о предложении своего предприятия проводить работы по программе МиГ-21-93 и мероприятия по повышению ресурса планера самолета до 40 лет службы.
3 мая 1994 г. заместитель министра обороны Индии информировал свой парламент, что соглашение с АНПК «МИГ» подписано, и в вариант МиГ-21-93 будут переделаны не менее 120 индийских МиГ-21бис. Пока же ведутся работы по окончательному выбору систем самолета. Некоторые из них, например, станция оповещения об облучении РЛС противника, нероссийского происхождения. По неофициальным данным, наиболее вероятен выбор станции EWS-21 французской фирмы Dassault Electronique.
МиГ-21-93 - самолет для небогатых стран, имеющих МиГ-21 и желающих сохранить их на вооружении еще какое-то время. Для состоятельных заказчиков предлагается более глубокая модернизация самолета - оснащение его применяемым на МиГ-29 двухконтурным двигателем РД-33, который при массе и габаритах, идентичных Р-13-300 и Р-25-300, имеет большую тягу и меньший расход топлива. Еще одним предложением ОКБ является переделка МиГ-21 в ударный самолет, который вместо РЛС получит лазерный дальномер и будет способен нести широкий ассортимент ракет класса «воздух-земля».
![]() |
![]() |
«Бутафорский» МиГ-21И на аэродроме ЛИИ, 1992 г. | МиГ-21-93 на выставке в Берлине в 1994 г. |
Израильско-румынский МиГ-21-2000 в Париже, май 1993 г.
Первый полет истребителя планировался на июль 1994 г., однако был перенесен на январь, а позже - на весну 1995 г. По словам руководителя программы Александра Манучарова, причина состояла в том, что МиГ-21 бис, переделанный в МиГ-21-93, до этого почти полтора года не летал, и ряд его систем потребовали замены (к примеру, появились трещины в протекторах топливных баков). Первый вылет МиГ-21-93 состоялся 25 мая 1995 г. с аэродрома Нижегородского авиазавода. Самолет пилотировал летчик-испытатель Владимир Горбунов. Россия проводила переговоры о модернизации МиГ-21 и с Румынией. Поэтому неприятное удивление вызвало сообщение, что в начале 1993 г. было подписано румыно-израильское соглашение на эту же тему. Фирма Israel Aircraft Industries (IAI) и концерн Elbit обязывались подготовить документацию и комплекты оборудования для доработок, а румынская фирма Aerostar (бывшая lAR Brasov) должна монтировать это оборудование на самолеты. По условиям контракта, доработке подлежат около 100 МиГ-21 ВВС Румынии.
Новый самолет получил обозначение МиГ-21-2000. Его первый экземпляр представляет собой доработанный МиГ-21бис, купленный Израилем в Нигерии. В ходе переделок большая часть радиоэлектронного оборудования самолета была заменена. Истребитель оснастили РЛС Elta EL/M 2032 с дальностью обнаружения 33 км, установили бортовой компьютер, аппаратуру РЭБ и систему индикации параметров полета на лобовом стекле. В кабине установили два жидкокристаллических экрана-индикатора и новое катапультное кресло. Новое оборудование, помимо более высоких функциональных возможностей, имеет меньшую массу и габариты, что позволило организовать объем для размещения дополнительных 200 л топлива. Вместе с 1200-литровым подвесным баком это увеличивает радиус действия истребителя на 50%.