Предыдущая Оглавление Следующая

По ВПП, запасным грунтовым полосам, рулежным дорожкам и защитным укрытиям противник применял фугасные и бетонобойные авиабомбы со взрывателями мгновенного и замедленного (до 2-4 часов, а иногда до 2-3 суток) действия. В результате бетонированные ВПП выходили из строя на 4-6 часов, а грунтовые - на 40-60 мин. Время нанесения удара противник старался выбрать так, чтобы захватить сирийцев врасплох, например, в момент захода арабских самолетов на посадку.

После понесенных потерь израильтяне изменили тактику налетов. Бомбардировки производились с горизонтального полета с больших высот либо с пологого пикирования, а в случаях подхода к цели на малой высоте - с кабрирования с высоты 300-400 м. В результате точность бомбометания резко снизилась. В среднем за один налет сбрасывалось 10-12 т бомб. Всего за войну на сирийские аэродромы и близлежащие к ним позиции ПВО было сброшено 600-700 т фугасных и 100-150 т шариковых авиабомб, а также выпущено более 100000 снарядов из авиапушек.

4. Направления налетов авиации Израиля

4.1.   Вдоль береговой черты, через Бейрут на Тарсус, Баниас, Латакию, Алеппо.

4.2. Через Ливанскую долину на Мадар, Дамаск, Дмейр, Сигаль, Насрие, Дабаа, Хомс и Хама.

4.3.  С запада и юго-запада при действиях по войскам на поле боя и позициям ЗРК вблизи линии фронта.

4.4.  С юго-запада, южнее Тивериадского озера, при действиях по позициям ЗРК и РТВ на Деръа, Шейх-Месхин, Эс-Саномен.

4.5.  С юга через Иорданию при действиях по аэродромам Хал-Хле, Блей. Даули, Меззе и Сигаль.

4.6. Было отмечено два полета с о. Кипр с последующим уходом на территорию Турции.

Примеры воздушных боев

Воздушный бой шестерки МиГ-21 с шестеркой «Фантомов» и парой «Миражей» 7 октября 1973 г. Группа из шести МиГ-21МФ под командованием зам. командира эскадрильи капитана Малки поднялась с авиабазы Дмейр на перехват самолетов противника. Боевой порядок - «обратный клин пар» не эшелонированный по высоте, с интервалами и дистанцией между парами 1000-1200 м, а в парах 250-300 м.

Главный ПН (управление вели полковник Акрам и подполковник Ауни) вывел группу в район Голанских высот, где несколько ниже, на встречно-пересекающихся с ними курсах летчики обнаружили 6 «Фантомов» в боевом порядке «правый пеленг». В 3-4 км сзади и на 1 км ниже их шла пара «Миражей» (группа прикрытия), которую сирийцы обнаружили уже в ходе боя. По команде ведущего сирийские летчики последовательно с полупереворота пара за парой пошли в атаку на «Фантомы». Израильтяне, увидев МиГи, выполнили разворот влево навстречу им. Командир сирийцев, атакуя ведущую группу F-4, сам был атакован второй парой противника. Выполняя противоракетный маневр, он произвел резкий разворот влево со снижением, выход из которого окончил на малой высоте. Преследовавший его пилот «Фантома» увлекся атакой, не успел вывести свой самолет из пикирования и врезался в скалы. Ведомый капитана Малки во время маневра оторвался от своего командира и был подбит ведомым второй пары израильтян. До своего аэродрома он не дотянул и произвел вынужденную посадку на фюзеляж.

Вторая пара МиГов атаковала вторую пару «Фантомов». Ее ведущий с дистанции 800-1000 м произвел пуск ракеты и сбил один израильский самолет (ведомого). Однако сирийцы тут же подверглись атаке «Миражей», которые сбили ведомого, не следившего за воздушной обстановкой. Летчик успел катапультироваться. Ведущий третьей пары МиГов атаковал третью пару «Фантомов» и ракетой сбил ведомого. Но при выходе из атаки эта пара сирийцев проскочила вперед ведущего «Фантома», попала под его огонь, ведомый был сбит, летчик погиб.

Итоги боя: сбито три «Фантома» (предположительно, т.к. отсутствовали данные объективного контроля), потеряно три МиГ-21, погиб один сирийский летчик.

Воздушный бой шести МиГ-21 с двумя звеньями «Миражей» 7 октября 1973 г. (записано по отчетам сирийских пилотов). Шестерка МиГ-21 под командованием капитана Зогби поднялась с аэродрома Сигаль для прикрытия группы Су-7Б. МиГи выполняли полет на высоте 1-1,5 км со скоростью 850 км/ч в боевом порядке «обратный клин пар». Неожиданно сверху-сзади они подверглись ракетной атаке двух звеньев «Миражей». Капитан Зогби заметил противника лишь в момент ракетного залпа и дал команду на выполнение маневра «Кобра»: энергичного разворота на израильтян с размыканием по высоте. В результате группа распалась.

Пара ст. л-та Аля Хатыба после разворота и набора высоты на полном форсаже вышла в хвост паре «Миражей» и ракетным залпом сбила ведущего. Второй «Мираж» из этой пары на большой скорости проскочил вперед пары капитана Зогби. который после разворота на 180° сблизился с противником на 100-150 м и поразил его из пушки. (Красивая сказка! - К.С.) Ведущий второй пары ст. л-т Хоссан после выполнения разворота оказался в задней полусфере замыкающей пары второго звена «Миражей». Он произвел пуск всех четырех ракет, но из-за малой высоты полета и энергичного маневрирования противника «змейкой» они прошли мимо. Заметив этот залп, пилоты «Миражей» начали разворачиваться на пару Хоссана. Сирийские летчики открыли огонь из пушек, и ведущий МиГов сбил один самолет. (Еще одна сказка - К.С.) По команде капитана Зогби вся шестерка вышла из боя с разгоном и уходом на предельно малую высоту. (Это маловероятно, т.к. при завязке боя группа распалась и пары действовали самостоятельно - К.С.)

При пересечении линии фронта ведомый второй пары МиГов был сбит ракетой класса «земля-воздух», летчик катапультировался и благополучно приземлился на своей территории, (Считаю, что этот самолет сбили «Миражи». Маловероятно, чтобы при полете на предельно малой высоте после попадания ракеты «земля-воздух» оказалось возможным долететь до своей территории и там катапультироваться - К.С.) Истребитель капитана Зогби получил повреждения от огня зениток (полагаю, что в воздушном бою от огня авиационных пушек - К.С.), но летчику удалось сесть на запасной аэродром Дмейр. С ним произвел посадку и его ведомый - л-т Зоромб. Ведомый третьей пары ст. л-т Гоннум на поврежденном самолете произвел посадку с большим перелетом на аэродром Меззе. Его МиГ выкатился за пределы ВПП, перевернулся и загорелся. Летчик умер в госпитале от ран. Из шестерки на свой аэродром вернулась только вторая пара.

Итоги боя: сбито три «Миража» (не подтверждено), уничтожено два сирийских МиГ-21, еще один поврежден, один пилот погиб. Хочу обратить внимание, что воздушный бой реально велся не так, как доложили летчики. Многое придумано для оправдания понесенных потерь. Объективный контроль, подтверждающий сбитие «Миражей», не велся.

Sir73040.jpg Sir73041.jpg
Поражение сирийского МиГ-21МФ огнем пушек «Миража». Кадры ФКП  

Предыдущая Оглавление Следующая