![]() |
![]() |
Кассеты ИК-ловушек АСО-2 и контейнер тормозного парашюта | Мотогондола двигателя Р-95Ш. Балки с кассетами АСО-2 не установлены |
Мотогондола двигателя Р-195
Тренировочные полеты предусматривалось проводить не с авианосца, а с наземного имитатора палубы, построенного на авиабазе ВМФ Саки в Крыму. Поэтому самолет плохо приспособлен для постоянного базирования на корабле - консоли крыла не складываются. Однако 1 ноября 1989 г. в Черном море Су-25УТГ, пилотируемый И.Вотинцовым и А.Крутовым, успешно приземлился на палубу авианосца «Тбилиси» (ныне «Адмирал Кузнецов»). В октябре 1992 г. была произведена посадка на авианосец, находившийся в Баренцевом море.
В 1989-1990 гг. на авиазаводе в Улан-Удэ было построено десять самолетов Су-25УТГ. Пять из них, оставшиеся в Саках, вошли в состав авиации флота Украины, один разбился из-за ошибки пилотирования, четыре базируются в Североморске. Для нужд ВМФ России такого количества этих самолетов оказалось недостаточно, поэтому дополнительно модифицировано около 10 самолетов Су-25УБ в вариант Су-25УБП (учебно-боевой палубный).
Базовый штурмовик с двигателями Р-195, оборудованный системой буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 (под левой консолью), получил название Су-25БМ (буксировщик мишеней). На крыльевых пилонах самолет может нести пороховые ракеты-мишени. Штурмовики Су-25БМ оснащаются системой дальней навигации РСДН-10.
Глубокая модификация Су-25 - всепогодный специализированный противотанковый самолет Су-39. Этот самолет (прежний индекс Су-25Т) является по сути новой боевой машиной и заслуживает отдельной публикации.*
Вместо эпилога
Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 г. и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций. Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) - в Улан-Удэ. В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака.
По данным, представленным в ходе парижских переговоров по ограничению обычных вооружений (октябрь 1990 г.), в европейской части СССР находилось 385 самолетов Су-25. Из них Вооруженные Силы Украины в настоящее время располагают 81 штурмовиком: 36 Су-25 и 4 Су-25УТГ в составе полка ВМФ (г. Саки) и 35 Су-25 и 6 Су-25УБ в 452-м ОШАГ (г. Чертков).
Первой зарубежной страной, получившей штурмовик, стала Чехословакия 2 апреля 1984 г. в 30-й Остравский штурмовой авиаполк, базировавшийся в г.Градец-Кралове, поступили Су-25К (коммерческий, экспортный вариант). Позднее полк получил спарки Су-25УБК.
36 Су-25К и 4 Су-25УБК приобрела Болгария. Самолеты базируются в Безмире. К настоящему времени один из них разбился. За период 1986-1990 гг. 60 Су-25 переданы на вооружение ВВС Афганистана. Ирак в конце 80-х гг. купил 45 Су-25К Они активно применялись в ирано-иракской войне, в ходе войны в Персидском заливе самолеты ВВС Ирака использовались ограниченно. Известно, что 21 января 1991 г. семь Су-25К перелетели в Иран, 6 февраля два Су-25К были сбиты американскими истребителями F-15.
К сожалению, Су-25 стал одним из трагических символов вооруженных конфликтов, разгоревшихся после распада СССР на территории его южных республик.
Александр В. Котлобовский/ Киев
В огне гражданских войн
8 апреля 1992 г. с аэродрома Ситал-Чай в Азербайджане взлетел Су-25 60-го отдельного штурмового авиаполка ВВС СНГ. Самолет, захваченный летчиком этого полка старшим лейтенантом В.Курбановым (при помощи сослуживцев старшего лейтенанта Ф.Мамедова и авиамеханика А.Кулиева), приземлился в аэропорту г. Евлах. Так в авиации Азербайджана появился первый и, вероятно, единственный штурмовик Су-25.** Вскоре 60-й ОШАП в связи с угрозой захвата других самолетов был передислоцирован в Россию.
* Публикация планируется в одном из ближайших номеров журнала (прим. ред.)
** Поданным западных источников, ВВС Азербайджана в 1993 г. имели еще один Су-25.