В. Марковский
Фото Г. Нестеренко
Этот самолет широко известен не только у нас в стране, но и во всем мире. Сразу после появления он прочно занял место на первых полосах зарубежных изданий, попал в Книгу рекордов Гиннеса, стал предметом дипломатических споров. Популярности его не могла помешать даже завеса секретности. Соперничать с ним в известности мог разве что МиГ-25. Однако до последнего времени в отечественной печати, в лучшем случае, лишь упоминалось о его существовании, и только теперь мы можем рассказать об истории создания и эволюции знаменитого "Бэкфайра" — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М.
Редакция выражает признательность начальнику Киевского института ВВС, профессору, генерал-майору авиации Гуляеву В. В, его сотрудникам и генерал-майору авиации Константинову В. Л. за оказанное содействие.
Один из предсерийных Ту-22М. Стоянка Киевского Института ВВС, декабрь 1992 г.
ИСТОКИ
Требования на разработку нового дальнего сверхзвукового бомбардировщика были выданы ВВС в 1962 году вскоре после принятия на вооружение дальней авиации (ДА) самолета Ту-22. Изящная туполевская машина, сочетавшая в себе последние достижения аэродинамики, технологии и наиболее современное оборудование, создавалась под влиянием послевоенной гонки за скоростью, которая считалась решающим фактором в обеспечении высокой боевой эффективности. Именно сверхзвуковая скорость самолета, вооруженного ядерными бомбами и ракетами большой дальности, должна была гарантировать неотразимость удара
Проекции Ту-22 (из справочника Jane's 1972/73)