Авиаторы прилагали много усилий, чтобы содержать исправную технику в приличном состоянии и ремонтировать стоявшие без дела поврежденные аэропланы. Поиск запчастей к самолетам и автомобилям шел постоянный. За ними приходилось охотиться по всем городам Украины, а когда дело казалось совсем безнадежным — на выручку приходила знаменитая "авиационная смекалка". Как-то офицеры Полтавского авиадивизиона решили во что бы то ни стало отремонтировать грузовик своей части. Недостающие детали нашлись у соседей из бронебатареи. Вскоре ее командир с досадой писал своему коллеге-авиатору: "Двое старшин дорученого Вам дiвiзiону взяли iз майстернi дорученоi менi батареi двi справлених ресори вiд грузовика "Паккард". Прохаю Вашого роспорядження про негайне повернення зазначених ресор...
Звертаю Вашу увагу на ту обставину, що старшини, котрi взяли ресори, сказали моему кладовщиковi, що одержати ресори iз кладовоi я особисто iм дозволив, мiж иншим такого дозволу я iм i нi кому не давав." (1) (тут и далее стиль и орфография оригинала)
Однако использовать боевую авиацию по ее прямому назначению так и не пришлось. Гетманская армия практически не воевала. Вплоть до ноябрьского восстания, организованного лидерами УНР, боевые действия на Украине ограничивались карательными экспедициями против народных выступлений. Для такой войны авиация не требовалась.
Сведений о полетах в архивах сохранилось очень мало. То вдруг мелькнет служебная записка с требованием починить забор аэродрома, который был сломан при неудачном выполнении учебного полета, то появится требование на авиационное горючее.
Очевидно, самолеты использовались лишь для тренировок и курьерско-почтовых заданий. Свидетельством тому может служить любопытный циркуляр, разосланный в войска 23 мая за подписью Наконечного. В нем определялось штатное количество аэропланов в артиллерийских и истребительных отрядах. Каждое такое подразделение должно было располагать 5 машинами первой очереди и таким же количеством самолетов второй очереди. К первым были отнесены "самольоти зовсiм новi, чи не бувшi у великому ремонтi", а ко вторым — те, что уже прошли через "капиталку" или требовали небольшого ремонта, который можно было выполнить силами самого отряда. Но самое интересное — инструкция по использованию этих машин. Самолетами "пepвoi черги" предписывалось "користуватися тiльки для виконання вiдповiдальных доручень начальства (перельоти з пакетами, перельоти з персонами, виконующими завдання висчоi влади та т.iн.)", а аэропланами "2 черги користуватися за для тренiровочних польотiв". (2)
К услугам авиации гетманское правительство решило прибегнуть, когда встал вопрос о налаживании связи с центрами белого движения на юге России. 18 октября в Полтавский авиадивизион поступил приказ с требованием обеспечить функционирование линии "воздухопочты" Киев — Новочеркасск. Для этого предписывалось "спешно приготовить к работе шесть двухместных самолетов с шестью летчиками и двумя наблюдателями". Для дислокации постов линии определялись Киев, Лубны и Полтава. (3) Это было серьезное задание — гетманское правительство четко определило свой политический курс на заключение федеративного договора с Россией и, конечно, не большевистской.
Чем еще была заполнена жизнь авиаторов в эти спокойные месяцы? Помимо приведения матчасти в боевую готовность, личный состав занимался бытовым обустройством. В войсках вводились новые звания, новая символика, устанавливались новые традиции, осваивался украинский язык. Все эти мероприятия проходили далеко не гладко. Военный Министр Рогоза даже вынужден был издать строгий приказ, где в частности говорилось: "... деякi офiцери, користуючись гостиннiстю Украiни, не лiчать для себе обов'язковими розпорядження Украiнського Уряду... Хто не виконаэ cвoi обiцянки ... будуть висланi за межi Украiни."
К концу сентября в частях получили указания о новых опознавательных знаках. На плоскостях аэропланов, не имеющих обозначений государственной принадлежности, предписывалось "накладывать знак изображение трезубца Украинской Державы черным цветом, а на старых аппаратах ... временно должны оставаться старые круги: (красный, синий, белый)." (4)
Как видим, власти не спешили с радикальной украинизацией. Это можно сказать и о введении языка: если всевозможные циркуляры центральных органов издавались в основном на украинском языке, то на местах гораздо чаще пользовались русским. Продолжали действовать старые уставы. Не забывались и старые традиции. Такая, например, как день Святого Ильи, считавшийся праздником воздушного флота. Всячески старались сохранить память и о недавних боях первой мировой. В Харьковском районе по распоряжению Гаусмана начали собирать личные "альбомы, фотографические карточки, записки, дневники и т.д. ... — как исторические документы воздушной войны...". (5)
Держава старалась обеспечить своим офицерам достаточно высокий жизненный уровень. Скажем, командир авиадивизиона получал денежное содержание в размере 800 карбованцев в месяц, а его подчиненные офицеры на 10—25% меньше. Чтобы "почувствовать" эти деньги приведем, цены на некоторые продукты той поры: пуд пшеничного хлеба — 11 крб., пуд мыла 60 крб., пуд сала — 133 крб., ведро вина — 16 крб., 34 коп. (6) По сведением "АХ", в декабре 1992 г. командир авиационного полка в Украине получал 11—16 тыс. крб., при цене пуда сала 8 тыс. крб., о вине уже и говорить не будем.
К середине осени 1918 г. военно-политическая обстановка вокруг Украины и в ней самой резко обострилась. Роковыми для Гетмана стали поражение Германии в мировой войне и ноябрьская революция в этой стране, которая привела к отречению от престола его главного союзника — кайзера Вильгельма II. Лишившись такой мощной опоры, нужно было ожидать в скором времени больших социальных потрясений. В это время стали спешно приводить в боевую готовность все имеющиеся в распоряжении войска, в том числе и авиацию.
Летнее затишье принесло пагубные последствия. Кажется, только теперь авиаторы решили точно определить, какими боезапасами обладают. Когда на склады пошли запросы на бомбы, выяснилось, что все заявки удовлетворить не удастся. Так, на Полтавский артсклад в середине ноября поступили требования от Харьковского и Полтавского авиадивизионов в общем количестве на 1262 бомбы, при наличии всего 267 шт. (135 шт. — 10-ти фун., 81 шт. — 25-ти фун., 36 шт. — 40-ка фун., 5 шт. — 2-х пуд. и 10 шт. — 3-х пуд.). (1)
Положение усугублялось нехваткой летчиков. Командир одного из истребительных отрядов на запрос о боеготовности своего подразделения вынужден был сообщить, что при трех вполне исправных "Ныопор-ХХIII" он сможет поднять в воздух только две машины, т.к. отсутствует третий пилот. (2) Очевидно, к этому времени многие авиаторы перебрались в "истинно русскую" Добрармию или просто устранились от участия в гражданской войне.
Впрочем, в плачевном состоянии оказалась вся гетманская армия. Вспомним полные горечи слова булгаковского Алексея Турбина: "Народ не с нами. Он против нас... В балагане я не участвую", — и что-либо добавлять будет излишне. Поднятое Директорией восстание, которое в широких массах ассоциировалось с именем Симона Петлюры, без особого кровопролития прокатилось по Украине. Гетман очень удачно смог отбыть за границу. А в жалких остатках его войска, перешедших на сторону победителей, в декабре уже звучали бравурные речи: "Тревожний час проiшов, ми твердою ногою стoiмо на шляху вiдродження демократичноi Украiни...". (3)
Некоторые из самолетов, находившихся на вооружении гетманской, авиации
![]() |
![]() |
![]() |
Morane Saulnier N ("Моран-Монокок") | Nieuport XXI | Nieuport IX |
![]() |
![]() |
|
Rumpler С 1 | Caudron CIV |
1. ЦГАОР Украины, Ф.4588, 0.1, Д.7, Л.71.
2. Там же, Д.8., Л.35.
3. Там же, Д.4., Л.24.
4. Там же, Д.4., Л.26.
5. Там же, Д.8., Л.38.
6. Там же, Д.8., Л.З.
1. ЦГАОР Украины, Ф.4588., О.1., Д.3., Л.49,30,96.
2. Там же, Д.5., Л.92.
3. Там же, Д.10., Л.56.