B-52D несет бомбы калибра 750 фунтов (340 кг)
Самолет Wild Weasel F-105G (561 TFS) несет противорадиолокационные ракеты Shrike
А-6 «Интрудер» (VA-165) летит к цели в Северном Вьетнаме 5 мая 1972 г.
К такому повороту событий вьетнамцы оказались явно не готовы и, пытаясь прикрыть свои объекты, использовали даже «ремонтные бригады» из пленных американских летчиков. По свидетельствам очевидцев, к этому методу они прибегли для защиты одного из творений инженера Эйфеля - двухкилометрового стратегического моста «Лонгбьен» (Взлетающий дракон) через реку Хонгха, по которому проходила дорога между Ханоем и крупнейшим портом страны Хайфоном.
Морская блокада началась с минирования северовьетнамских портов. 9.05.1972 г. палубные штурмовики А-6 сбросили первые мины в Хайфонском заливе. Вскоре главный порт ДРВ, через который поступало до 85% всего импорта, в том числе все горючее, оказался закупоренным. Положение северовьетнамцев усугублялось почти полным отсутствием средств траления. Для этих целей они первоначально применяли небольшие моторные лодки, шум двигателей которых вызывал срабатывание акустических мин. Этот метод оказался неэффективным, и за короткое время в районе Хайфона подорвалось несколько транспортных судов, а большинство предпочло лечь на обратный курс*
Операция Linebacker I нанесла огромный урон экономике ДРВ, что сразу же сказалось на ходе боев в Южном Вьетнаме. На возобновившихся в Париже переговорах был достигнут существенный прогресс по ряду ключевых вопросов. Вскоре президент Р. Никсон объявил о прекращении с 23.10.1972 г. бомбардировок севернее 20-й параллели (действия авиации в ДМЗ продолжались). В день окончания бомбардировок госсекретарь США Г. Киссенджер заявил: «Мир в наших руках». Однако его оптимизм быстро угас из-за неуступчивости ДРВ в вопросах, касающихся Южного Вьетнама. К 13 декабря переговоры вновь зашли в тупик и были приостановлены на неопределенный срок.
Северный Вьетнам. Декабрь 1972 г.
Чтобы заставить ДРВ стать более сговорчивой, США прибегли к испытанному способу давления - бомбардировщикам В-52. 18.12.1972 г. началась операция Linebacker II - удары стратегической и тактической авиации по целям в районе Ханой - Хайфон. По времени эти налеты совпали с рождественскими праздниками, за что получили название «новогодних бомбардировок». В качестве «подарка» вьетнамцы получили ночные «ковровые» бомбежки. В операции приняло участие немногим менее двухсот B-52D и небольшое количество B-52G. Каждый из них нес до 27 тонн бомб калибра 500 и 750 фунтов. Бомбардировщики прикрывались истребителями F-4, а подавление средств ПВО и блокирование аэродромов ДРВ осуществляли более сотни самолетов обеспечения. В дневное время массированно использовалась тактическая авиация.
Собрав вокруг Ханоя и Хайфона львиную долю средств ПВО, вьетнамское командование пыталось организовать сопротивление. В результате в 733 вылетах В-52 американцы потеряли 15 машин (13 от огня ЗРК), причем шесть из них 20 декабря. По докладам экипажей бомбардировщиков, в тот день по ним было выпущено 220 зенитных ракет. Силы эскорта потеряли по два F-4 и F-111. 26 декабря по 120 «крепостям» было выпущено 68 ракет, однако сбить удалось всего два В-52.
19 декабря в 19.28 с аэродрома Ной Бай на перехват группы В-52, шедшей с эскортом F-4, поднялся дежурный МиГ-21. Набрав высоту 6000 м, летчик по команде с земли развернулся на цель. Вскоре он обнаружил бомбардировщик, находившийся на удалении 10-15 км впереди справа-сверху с включенными для выдерживания интервалов в строю аэронавигационными огнями (АНО). Доложив на КП об установлении визуального контакта с целью и получив приказ на уничтожение, пилот включил форсаж, сбросил подвесные баки и выполнил доворот на боевой курс с одновременным набором высоты. Выйдя на дальность пуска ракет, летчик по команде с земли (в нарушение инструкции!) включил РП-21, чем демаскировал себя. Экипаж В-52 выключил огни и применил активные радиопомехи. Через 30-40 секунд летчик МиГа ощутил разрывы ракет, выпущенных «Фантомами» сопровождения. После противоракетного маневра пилот МиГа был вынужден прервать перехват и вернулся на аэродром. При посадке самолет угодил в воронку от разрыва авиабомбы и потерпел аварию.
27 декабря в 22.00 с аэродрома Ен Бай на перехват В-52 вылетел летчик 921-го ИАП Фам Туан (впоследствии первый космонавт ДРВ). После набора высоты 6000 м он, не выключая форсажа, обнаружил по включенным АНО бомбардировщик. Выполнив на скорости 1200 км/ч разворот с креном 40° и оказавшись на дальности 2500 м позади В-52, он без включения РП-21 произвел по визиру грубую наводку оружия. Пущенные поочередно две ракеты попали в цель. Полупетлей выйдя из атаки, летчик благополучно вернулся на аэродром.
* По условиям Парижских мирных соглашении убирать мины пришлось самим американцам. Проделали они это очень успешно, впервые применив вертолеты-тральщики.