В феврале 1943 г. на испытания вышел опытный Як-1М. Фактически машина представляла собой новый истребитель. Хотя общий стиль был сохранен, но конструкция усовершенствована с целью максимально возможного уменьшения массы и габаритов, улучшения аэродинамики. Успешно завершив испытания, самолет пошел в серийное производство под обозначением Як-3 и стал одним из лучших фронтовых истребителей второй мировой войны.
Динамика выпуска Як-1 по годам
Завод-изготовитель: |
1940 |
1941* |
1942 |
1943 |
1944 |
Всего 8734** |
- № 292 (Саратов) |
16 |
1212 |
3474 |
2720 |
1128 |
|
- № 301 (Москва-Химки) |
48 |
120 |
- |
- |
- |
* До 22.06,1941 г. был выпущен 451 Як-1.
** Небольшое количество Як-1 построили заводы № 30 и № 47.
Сравнение ТТХ вариантов Як-1 и его аналогов. (По результатам испытаний в НИИ ВВС) |
|||||||||||||||
Самолет |
опытные |
серийные |
опыт. |
серийные |
|||||||||||
И-26-2 |
И-28 |
И-30 |
Як-1 |
Bf 109E-3 |
Як-1 |
Bf 109F-1 |
Як-1 |
Як-1* |
Як-1** |
Як-1 |
Bf 109G-2 |
FW 190A-4 |
|||
Дата выпуска |
04.1940 |
10.1940 |
04.1941 |
02.1941 |
1940 |
1941 |
1941 |
09.1942 |
09.1942 |
1943 |
12.1942 |
1942 |
1942 |
||
Дата испытаний в НИИ ВВС |
06.1940 |
12.1940 |
06.1941 |
03.1941 |
06.1940 |
03.1942 |
04.1942 |
09.1942 |
10.1942 |
1943 |
01.1943 |
01.1943 |
06.1943 |
||
Двигатель |
М-105П |
М-105ПД |
М-105П |
М-105П |
DB-601A |
М-105ПА |
DB-601N |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-105ПФ |
М-106-1CK |
DB-605A |
BMW-801D |
||
Взлет, мощность, л.с. |
1100 |
1200 |
1100 |
1100 |
1175 |
1100 |
1200 |
1210 |
1210 |
1210 |
1200 |
1475 |
1700 |
||
Взлетная масса, кг |
2803 |
2928 |
3130 |
2858 |
2585 |
2930 2995 |
2780 |
2900 |
2780 |
2884 |
2927 |
3235 |
3989 |
||
Запас топлива, кг |
305 |
310 |
383 |
305 |
296 |
305 |
300 |
305 |
305 |
305 |
305 |
300 |
394 |
||
Макс, скорость: |
|||||||||||||||
- у земли, км/ч |
490 |
515 |
476 |
480 |
440 |
472 |
437 |
516 |
508 |
526 |
531 |
535 |
505 |
510 |
|
- на высоте, км/ч |
586 |
665 |
571 |
578 |
550 |
563 |
528 |
600 |
570 |
592 |
592 |
610 |
650 |
610 |
|
м |
4800 |
9150 |
4900 |
4950 |
4640 |
4850 |
4500 |
6000 |
3750 |
3800 |
4100 |
3750 |
7000 |
6000 |
|
Время набора высоты 5 км, мин |
6,0 |
5,2 |
7,0 |
5,7 |
6,3 |
5,9 |
6,2 |
5,2 |
5,9 |
4,7 |
5,4 |
5,6 |
5,1 |
6,8 |
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
24 |
17,6 |
19-20 |
20-21 |
26,5-29,4 |
19,5 |
20,5 |
19,6-20,5 |
19 |
17-18 |
19 |
18 |
22,7 |
23-24 |
|
Набор высоты за боевой разворот с 1000 м, м |
800 |
- |
- |
- |
850-900 |
900 |
800 |
- |
900 |
1100 |
1150 |
1000 |
1100 |
700-750 |
|
Практический потолок, м |
10200 |
12000 |
9000 |
10000 |
10000 |
10400 |
9500 |
11000 |
10000 |
11000 |
10050 |
9900 |
11250 |
10500 |
|
Дальность полета на режиме 0,9 Vmax, км |
700 |
- |
975 |
700 |
780 |
770 |
760 |
680 |
650 |
1000 |
700 |
650 |
545 |
552 |
|
Вооружение: |
|||||||||||||||
- пушки |
1x20 |
1x20 |
3x20 |
1x20 |
- |
2x20 |
1x20 |
1x20 |
1x15 |
1x20 |
1x20 |
1x20 |
1x20 |
3x20 |
4x20 |
- пулеметы |
2x7,62 |
2x7,62 |
2x7,62 |
2x7,62 |
4x7,92 |
2x7,92 |
2x7,62 |
2x7,62 |
2x7,92 |
1x12,7 |
- |
1x12,7 |
1x12,7 |
2x7,92 |
2x7,92 |
* Облегченный вариант ** С улучшенной аэродинамикой. Приведены усредненные данные по результатам летных испытаний за 1943 г. *** Дополнительно сооружен шестью реактивными снарядами РС-82. |