Предыдущая Оглавление Следующая

Краткое техническое описание Як-2 (Як-4)

Як-2/4 - свободонесущий двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и трехопорным шасси. Экипаж - летчик и штурман. Основные конструкционные материалы - сосна, березовая авиационная фанера, сталь (трубы фермы фюзеляжа), перкаль, дюраль, из которого изготовлены гондола носовой части фюзеляжа, капоты двигателей, посадочные щитки, окантовки, лючки и каркасные детали фонаря кабины, рулей и элеронов.

Фюзеляж состоит из деревянной средней части, хвостовой части ферменной конструкции и носовой гондолы, закрепленной на ферменном ложементе. Обшивка носовой части - дюралевая, хвостовой - полотняная. В носовой части расположены: курсовой пулемет и кабина летчика. В средней части - бомбоотсек, радиостанция, фотооборудование и рабочее место штурмана.

Крыло - цельнодеревянное двухлонжеронное неразъемное, выполненное зацело со средней частью фюзеляжа. Профиль -"Кларк YH". Лонжероны - коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Нервюры выполнены из сосновых реек. Обшивка - фанерная с подкреплением. Значительные участки нижней поверхности крыла образованы дюралевыми панелями топливных баков. Механизация состоит из посадочных щитков, отклоняемых гидроцилиндрами на 50°. Обшивка элеронов - полотняная.

Хвостовое оперение состоит из двухлонжеронных цельнодеревянных килей и стабилизатора. Обшивка рулей - полотняная.

Управление рулями высоты и элеронами - жесткое, с помощью тяг и качалок; рулями направления - тросовое.

Основные данные о производстве самолетов Як-2 и Як-4

Тип самолета

Номер завода

1-е полугодие 1940 г.

2-е  полугодие 1940 г.

1-й квартал 1941 г.

2-й квартал 1941 г.

Всего

Як-2

1

30

51

-

-

81*

Як-2

81

6

24

-

-

30**

Як-4

-

27

41

22

90

Итого

36

102

41

22

201

* В это число входят первый прототип ББ-22бис, потерпевший аварию при испытаниях, и один серийный ББ-22, сгоревший на земле при пробе мотора.

** В это число входят один ББ-22, потерпевший аварию в ходе заводских испытаний, а также второй прототип ББ-22бис, переданный недостроенным с завода №1

Шасси убирающееся с хвостовым колесом. Уборка и выпуск опор производится от гидросистемы с электроприводным насосом, закрытие и открытие створок ниш - тягами, кинематически связанными со стойками. Аварийный выпуск шасси производится лебедкой с ручным приводом. Амортизация - масляно-воздушная. Основные стойки оснащены спаренными колесами.

Силовая установка включает два мотора М-103 на Як-2 или М-105 на Як-4. Водяные радиаторы размещены в хвостовых частях мотогондол и оборудованы выпускными управляемыми створками. На Як-2 цилиндрические маслорадиаторы расположены внутри мотогондол. Як-4 отличается сегментными маслорадиаторами в "бороде" мотогондол. Маслобаки размещены в носке крыла, а бензобаки - в межлонжеронном пространстве слева и справа от мотогондол. Предусмотрена подвеска 100-литровых дополнительных баков. На Як-2 применены воздушные винты ВИШ-2К, на Як-4 - ВИШ-22Е.

Вооружение. Максимальная бомбовая нагрузка - 600 кг, из них в фюзеляже -400 кг, на внешней подвеске - до 4 бомб общей массой не более 200 кг (на Як-4 -до 500 кг). Стрелковое вооружение включает два пулемета ШКАС: курсовой, огонь из которого вел летчик, и турельный на подвижной установке штурмана ТСС-1 (подробнее см. в тексте).

Основные летно-технические характеристики самолетов «22», ББ-22, ББ-22бис, Як-2 и Як-4

Характеристика

«22» опытный

ББ-22 опытный

ББ-22 серийный

ББ-22 серийный

Як-2 серийный

Як-2 серийный

ББ-22бис опытный

Як-4 серийный

Заводской №

-

-

1012

1033

1041

70204

1002

70603

Завод-изготовитель

№115

№115

№1

№1

№1

№81

№1

№81

Дата окончания испытаний

6.1939

2.1940

3.1940

5.1940

9.1940

10.1940

6.1940

12.1940

Тип моторов

М-103

М-103

М-103

М-103

М-103

М-103

М-105

М-105

Мощность мотора, л.с.

960

960

960

960

960

960

1050

1050

Масса полетная, кг

5023

5315

5380

-

5660

5630

5845

6200

Макс, скорость у земли, км/ч

455

449

439

412

399

410

460

450

- на расч. высоте, км/ч

567*

535

515

495

478

498

574

533

Расчет, высота, м

4900

5000

5000

5000

4600

4800

4800

4900

Время набора 5000 м, мин.

5,75

7,4

7,7

-

9,5

8,0

5,45

8,0

Потолок практич., м

10800

8900

8900

-

8100

8700

10100

9000,

По результатам измерений. Истинная с учетом поправок - 556 км/ч.


Геометрические характеристики Як-2, Як-4
Размах крыла, м 14,0
Длина, м
- в линии полета 10,18
- на стоянке 9,94
Площадь крыла, м кв. 29,4

Предыдущая Оглавление Следующая