Краткое техническое описание Як-2 (Як-4)
Як-2/4 - свободонесущий двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и трехопорным шасси. Экипаж - летчик и штурман. Основные конструкционные материалы - сосна, березовая авиационная фанера, сталь (трубы фермы фюзеляжа), перкаль, дюраль, из которого изготовлены гондола носовой части фюзеляжа, капоты двигателей, посадочные щитки, окантовки, лючки и каркасные детали фонаря кабины, рулей и элеронов.
Фюзеляж состоит из деревянной средней части, хвостовой части ферменной конструкции и носовой гондолы, закрепленной на ферменном ложементе. Обшивка носовой части - дюралевая, хвостовой - полотняная. В носовой части расположены: курсовой пулемет и кабина летчика. В средней части - бомбоотсек, радиостанция, фотооборудование и рабочее место штурмана.
Крыло - цельнодеревянное двухлонжеронное неразъемное, выполненное зацело со средней частью фюзеляжа. Профиль -"Кларк YH". Лонжероны - коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Нервюры выполнены из сосновых реек. Обшивка - фанерная с подкреплением. Значительные участки нижней поверхности крыла образованы дюралевыми панелями топливных баков. Механизация состоит из посадочных щитков, отклоняемых гидроцилиндрами на 50°. Обшивка элеронов - полотняная.
Хвостовое оперение состоит из двухлонжеронных цельнодеревянных килей и стабилизатора. Обшивка рулей - полотняная.
Управление рулями высоты и элеронами - жесткое, с помощью тяг и качалок; рулями направления - тросовое.
Основные данные о производстве самолетов Як-2 и Як-4 |
||||||
Тип самолета |
Номер завода |
1-е полугодие 1940 г. |
2-е полугодие 1940 г. |
1-й квартал 1941 г. |
2-й квартал 1941 г. |
Всего |
Як-2 |
1 |
30 |
51 |
- |
- |
81* |
Як-2 |
81 |
6 |
24 |
- |
- |
30** |
Як-4 |
- |
27 |
41 |
22 |
90 |
|
Итого |
36 |
102 |
41 |
22 |
201 |
* В это число входят первый прототип ББ-22бис, потерпевший аварию при испытаниях, и один серийный ББ-22, сгоревший на земле при пробе мотора.
** В это число входят один ББ-22, потерпевший аварию в ходе заводских испытаний, а также второй прототип ББ-22бис, переданный недостроенным с завода №1
Шасси убирающееся с хвостовым колесом. Уборка и выпуск опор производится от гидросистемы с электроприводным насосом, закрытие и открытие створок ниш - тягами, кинематически связанными со стойками. Аварийный выпуск шасси производится лебедкой с ручным приводом. Амортизация - масляно-воздушная. Основные стойки оснащены спаренными колесами.
Силовая установка включает два мотора М-103 на Як-2 или М-105 на Як-4. Водяные радиаторы размещены в хвостовых частях мотогондол и оборудованы выпускными управляемыми створками. На Як-2 цилиндрические маслорадиаторы расположены внутри мотогондол. Як-4 отличается сегментными маслорадиаторами в "бороде" мотогондол. Маслобаки размещены в носке крыла, а бензобаки - в межлонжеронном пространстве слева и справа от мотогондол. Предусмотрена подвеска 100-литровых дополнительных баков. На Як-2 применены воздушные винты ВИШ-2К, на Як-4 - ВИШ-22Е.
Вооружение. Максимальная бомбовая нагрузка - 600 кг, из них в фюзеляже -400 кг, на внешней подвеске - до 4 бомб общей массой не более 200 кг (на Як-4 -до 500 кг). Стрелковое вооружение включает два пулемета ШКАС: курсовой, огонь из которого вел летчик, и турельный на подвижной установке штурмана ТСС-1 (подробнее см. в тексте).
Основные летно-технические характеристики самолетов «22», ББ-22, ББ-22бис, Як-2 и Як-4 |
||||||||
Характеристика |
«22» опытный |
ББ-22 опытный |
ББ-22 серийный |
ББ-22 серийный |
Як-2 серийный |
Як-2 серийный |
ББ-22бис опытный |
Як-4 серийный |
Заводской № |
- |
- |
1012 |
1033 |
1041 |
70204 |
1002 |
70603 |
Завод-изготовитель |
№115 |
№115 |
№1 |
№1 |
№1 |
№81 |
№1 |
№81 |
Дата окончания испытаний |
6.1939 |
2.1940 |
3.1940 |
5.1940 |
9.1940 |
10.1940 |
6.1940 |
12.1940 |
Тип моторов |
М-103 |
М-103 |
М-103 |
М-103 |
М-103 |
М-103 |
М-105 |
М-105 |
Мощность мотора, л.с. |
960 |
960 |
960 |
960 |
960 |
960 |
1050 |
1050 |
Масса полетная, кг |
5023 |
5315 |
5380 |
- |
5660 |
5630 |
5845 |
6200 |
Макс, скорость у земли, км/ч |
455 |
449 |
439 |
412 |
399 |
410 |
460 |
450 |
- на расч. высоте, км/ч |
567* |
535 |
515 |
495 |
478 |
498 |
574 |
533 |
Расчет, высота, м |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
4600 |
4800 |
4800 |
4900 |
Время набора 5000 м, мин. |
5,75 |
7,4 |
7,7 |
- |
9,5 |
8,0 |
5,45 |
8,0 |
Потолок практич., м |
10800 |
8900 |
8900 |
- |
8100 |
8700 |
10100 |
9000, |
По результатам измерений. Истинная с учетом поправок - 556 км/ч. |
Геометрические характеристики Як-2, Як-4 | |
Размах крыла, м | 14,0 |
Длина, м | |
- в линии полета | 10,18 |
- на стоянке | 9,94 |
Площадь крыла, м кв. | 29,4 |