Оглавление

Для уменьшения веса механизмов применили решения, бывшие обычной практикой при проектировании эсминцев с высокой скоростью вращения винтов и валов. Эта высокая скорость вращения означала более низкий коэффициент полезного действия, чем на построенных ранее легких крейсерах. Много лет спустя, после своего ухода с работы, Стэнли Гудол (Stanley Goodall) полностью рассказал закулисную историю этой проблемы:

"Для меня как для кораблестроителя-проектировщика самым высоким начальством был Уайтинг (Whiting). Он имел репутацию человека с тяжелым характером, но я не считал его таковым. Конечно, я иногда получал разносы. Но какой молодой человек не думает, что его жизненное призвание - улучшить существующее положение дел. Я помню, как однажды отнес ему мою рабочую книгу и проектные расчеты для типа "Arethusa" и был подвергнут чему-то вроде допроса:

-  Сейчас пришло время сказать мне, есть ли у Вас какие-нибудь опасения. Бесполезно приходить с ними ко мне после того, как корабли будут заказаны и начнется постройка. Говорите сейчас или с этого времени всегда справляйтесь с вашими проблемами сами. Вы убеждены, что корабль достаточно прочен?

- Да, сэр.

-  Вы удовлетворены остойчивостью корабля?

- Да, сэр.

- Он разовьет свою скорость?

- Нет, сэр.

- Почему нет?

Я объяснил, что согласно его же указаниям мы приняли пропульсивный коэффициент равным пропульсивному коэффициенту предыдущих крейсеров, но условия работы винтов будут более похожи на условия для винтов эсминцев, которые давали пропульсивные коэффициенты на десять процентов меньше. Он понимающе выслушал и повел меня в кабинет Филипа Уаттса. Они посовещались и написали хитрую записку, расхваливавшую проект, но обращавшую, внимание на то, что наиболее трудно удовлетворить требование скорости и что перед достижением желаемой скорости 30 узлов, вероятно, будет нужно провести обширные серии опытов с различными винтами. Филип Уаттс заметил: "Он придет прежде, чем эти корабли будут закончены." Уаттс имел в виду Уинстона Черчилля, в то время Первого Лорда Адмиралтейства. Но здесь Филип Уаттс ошибся. Когда эти корабли вступили в строй и не развили 30 узлов, грянули сильные нагоняи, но Филип Уаттс уже ушел со службы."

(На испытаниях пропульсивный коэффициент был 0,42 и корабль дал скорость приблизительно на один узел меньше проектной).

Другой проблемой, связанной с механизмами, была дальность плавания. При использовании прямодействующих турбин, способных дать мощность на валах 40000 SHP, их экономичность при крейсерской скорости, когда была необходима мощность на валах приблизительно 3000 SHP, должна была бы быть очень плохой. В это время зубчатая передача, способная передать полную мощность, не была полностью испытана. Было решено применить турбин прямого действия, но турбины крейсерского хода, приводящие в движение два центральных вала, имели зубчатую передачу, развивая мощность на валах около 3000 SHP. При обычных скоростях крейсерского хода, до 15 или 16 узлов, допускалось холостое вращение боковых винтов и валов, когда корабль приводился в движение турбинами крейсерского хода, работающими при низком удельном расходе топлива.

ВООРУЖЕНИЕ.

По поводу вооружения было много споров. Первый вариант проекта предполагал два 152-мм и четыре 76-мм орудия, но уже через некоторое время вооружение заменили на 102-мм орудия - предполагалось десять (как на "Active") или двенадцать орудий. В любом случае это должен был быть новый образец скорострельного орудия вместо обычного (BL) орудия Mk.VllI, использовавшегося до сих пор. Эти орудия должны были устанавливаться так же, как на предыдущих крейсерах, вдоль обоих бортов. Двенадцать орудий, как обнаружилось, означали необходимость иметь чрезмерно много личного состава, и вооружение из десяти орудий окончательно утвердили с прислугой для семи орудий: для двух орудий с полубака и с юта и трех с одного борта. Корабль также должен был иметь два однотрубных торпедных аппарата. Однако кое-кто продолжал считать вооружение только из 102-мм орудий неудачным, и даже сейчас интересно делать предположения о возможности успешного применения крейсеров типа "Arethusa", если бы они вступили в строй с первоначальным вооружением.

Несмотря на острую нехватку легких крейсеров в 1914-1915 годах, непосредственно предшествующие "Arethusa" крейсера типа "Active" и "Blonde", на которых базировался проект, приняли в войне очень незначительное участие, с трудом заслуживающее сравнение, скажем, с деятельностью ранних крейсеров типа "Town". В конце 1912 года, однако, последовало назначение контр-адмирала Арчибальда Мура (Archibald Moore) на должность Третьего Морского Лорда, что опять привело к предложению установить по 152-мм орудию в носу и корме, при этом каждое заменяло два 102-мм. Но в этом случае были неизбежны нежелательные изменения в проекте, прежде всего поднимались на 1,07 м боевая рубка, мостик и дымовые трубы. Установка более крупных орудий означала увеличение веса, (правда, не очень большое), но эта перегрузка была не слишком высокой ценой за преимущество, делающее вооружение крейсеров более дальнобойным, чем у больших эсминцев. Хотя это предложение поддержали Бриджмен (Bridgeman), впоследствии ставший Первым Морским Лордом, и Черчилль, споры не прекращались. Более того, они сильно обострились, когда подошла очередь обсуждать вооружение крейсеров 1913 года, так как был поставлен вопрос об использовании излишних 102-мм орудий на этих кораблях.

Даже в этот период вооружение только из 102-мм орудий все еще не было окончательно отвергнуто, хотя и передовые теоретики к этому времени тоже пришли к необходимости вооружения только из 152-мм орудий. В защиту 102-мм орудий утверждалось, что они могут справиться с любым немецким эсминцем (и даже легким крейсером), что крейсер не должен провоцировать противника заказывать лучшие корабли, что разнородное вооружение нежелательно на малом корабле и что 152-мм снаряд слишком тяжел, чтобы можно было иметь с ним дело на таких небольших кораблях, испытывающих стремительную качку. Защитники 152-мм орудий, однако, считали нужным установить как только можно самые крупнокалиберные орудия и, таким образом, получить более мощные корабли с существенным превосходством над эсминцами: такое однокалиберное вооружение, нуждавшееся, в меньшем количестве личного состава, давало большую боевую мощь. Поэтому был вариант, предусматривающий вооружение из пяти 152-мм орудий.

В конце концов, после совещания адмиралов, командовавших крейсерами, был достигнут любопытный компромисс. Крейсера 1913 года, типа "Caroline", должны были иметь два 152-мм орудия в корме, чтобы иметь возможность защищать корабль от преследующего крейсера, в то время как восемь 102-мм орудий в носу и по бортам боролись бы с эсминцами, откуда бы те не появились. Это крайне странное, по крайней мере для британского корабля, размещение орудий предполагалось реализовать и на крейсерах типа "Arethusa". Начальник управления военного кораблестроения, однако, сильно противился этому предложению, так как дополнительный вес, включающий протяженную надстройку, сам по себе вызывал опасения, это также оказывало бы неблагоприятное влияние на дифферент. Поэтому было позволено оставить первоначальный вариант размещения вооружения. Проблема весовой нагрузки стала единственной, все больше вызывающей опасения как на кораблях типа "Arethusa", так и на их преемниках.

Оглавление