Оглавление

AVTKAprj019.jpg   AVTKAprj020.jpg

АВСТРИЙСКИЙ ВАРИАНТ КАТЕРА "GRILLO"

Еще один проект был предложен инженером фон Лабином (Eckert von Labin). При водоизмещении 25-27 тонн катер, как предполагалось по расчетам, должен был развить скорость 24 узла благодаря трем двигателям мощностью по 200 HP. Предполагалось также защитить экипаж катера противопульной броней, но это предложение уже в то время представлялось нереальными и осуществлено не было. На вооружении, помимо одного 66-мм орудия, одного-двух пулеметов и двух 19" (482,6 мм) торпед имелись глубинные бомбы. В 1917 году морское ведомство выдало заказы на девять таких катеров. Они получили обозначения "МВ-107" - "МВ-115" и были заложены на стапелях в том же году, но достроены они не были, Имеются сведения, что головной "МВ-107" в конце войны был зачислен в состав флота, однако а боевых действиях участия он не принимал. Все они после окончания войны достались итальянскому флоту как военные трофеи.

После неудачной для итальянцев атаки гавани Пола ночью 13/14 мая 1918 года диверсионным катером "Grillo", подобный проект появился и в австро-венгерском флоте. "Итальянец", потопленный австрийской охраной гавани, был поднят на поверхность буквально через несколько дней, внимательно обследован и впоследствии стал образцом для улучшенной, но так и не завершенной, австрийской версии. Два таких катера были заказаны в Вене а июле 1918 года, Как и "Grille", австрийский катер имел специальные гусеничные цепи, позволяющие ему преодолевать боковые заграждения у входа в гавани. Водоизмещение по проекту предполагалось в 10,5 тонн. Размеры - 40 фут (12,19 метра) длина,  8,5 фут (2,59 метра) ширина и 1,6 фут (0,49 метра) осадка. Один двигатель и один винт, размещенный в корме между гусеничными цепами, могли придать скорость 4-5 узлов. При преодолении препятствий для вращения гусениц имелся отдельный двигатель мощностью 15 HP. Вооружение составляли две торпеды (вероятно 14" или 19"). О численности экипажа сведений нет, но можно предполагать, что он вряд ли превышал 4-5 человек.

Таким образом,- австро-венгерский флот во время боевых действий имел ряд довольно удачных проектов торпедных и диверсионных катеров и, в принципе, вполне мог бы реализовать предложенные идеи по их использованию. Но по ряду причин морское командование первоначально не обратило на этот вид оружия должного внимания, а в конце войны уже не имело времени на доведения его до боевого состояния, да и не видело в этом особой необходимости из-за особенностей театра военных действий и отсутствия подходящих целей.

Оглавление