Японцы могли быть довольны итогами русско-японской войны 1904-1905 годов - и первая, и вторая русские тихоокеанские эскадры были полностью разгромлены объединенным флотом Японии, ядром которого являлись шесть эскадренных броненосцев и шесть броненосных крейсеров. Эти корабли мало чем отличались от своих собратьев в других флотах мира того времени. Японские броненосные крейсера, как и многие подобные корабли в других странах, имели высокую огневую мощь, хорошую защиту (хотя она и была слабее, чем у броненосцев) и относительно невысокую скорость (по сравнению с броненосцами они давали больше на два узла). Позднее эта разница была учтена в требованиях к линейным крейсерам и стала более заметна, чем в период русско-японской войны.
В русско-японской войне броненосные крейсера использовались японцами для поддержки эскадренных броненосцев в многочисленных столкновениях с русским флотом. Имея превосходство в скорости японские корабли получили возможность занять и более выгодные позиции для боя. Их победа у Порт-Артура и в Цусимском сражении привела не только к уничтожению русских морских сил на Дальнем Востоке, но, в конечном итоге, и к полному разгрому русского Балтийского флота.
Основываясь на опыте войны, руководство японского флота планировало вооружить свои линейные корабли более тяжелой артиллерией и обеспечить им более высокую скорость хода, нежели аналогичные по классу корабли вероятных противников. Появление таких линейных кораблей требовало и создания более мощных броненосных крейсеров, могущих действовать совместно с ними.
Корабли основных классов, участвовавшие в русско-японской войне, были построены на зарубежных верфях. Японская промышленность в то время еще не была способна создавать корабли большого водоизмещения. Однако все возрастающие потребности и накопление передовой технологии судостроения привели к началу строительства крупных боевых кораблей на собственных верфях еще во время войны. Первые два (броненосные крейсеры "Tsukuba" и однотипный "Ikoma") были закончены соответственно в 1907 и 1908 годах. "Tsukuba" был вооружен четырьмя 305-мм/45-калиберными орудиями в двух двухорудийных башнях и, таким образом, его главный калибр был эквивалентен орудийной мощи эскадренных броненосцев того времени. В конечном итоге этот корабль стал предшественником будущих японских линейных крейсеров.
Вслед за этой парой последовали два эскадренных броненосца - "Satsuma" и "Aki" и два броненосных крейсера - "Ibuki" и "Kurama", также построенные на японских верфях. "Ibuki" и "Kurama" были закончены соответственно в 1908 и 1911 годах, и стали улучшенной версией крейсера "Tsukuba". В дополнение к четырем 305-мм орудиям в двух башнях, они несли восемь 203-мм орудий в качестве средней артиллерии. "Ibuki" был первым кораблем японского флота с паровыми турбинами, показав на испытаниях 22,5 узла и опередив на два узла своего собрата. Таким образом он проложил дорогу к будущему увеличению скорости крупных японских боевых кораблей.
Однако превосходство, которое имели новейшие японские броненосные крейсера, над своими собратьями, построенными в других странах до и после войны, было одним махом уничтожено появлением поистине революционного корабля - линейного крейсера "Invincible". Изучение проектов кораблей, созданных в британском флоте после войны, в большей степени, чем в японском, показывает, кому было труднее отказываться от старых стереотипов.
Японский флот вступал в тяжелый период соперничества в силе и мощи с британским и немецким флотами.
Чтобы превзойти линейные крейсера типа "Invincible", японцы мобилизовали весь свой кораблестроительный опыт и создали кадровый конструкторский состав из наиболее опытных специалистов. Прежде, чем они приняли окончательное решение, было рассмотрено не менее 30 набросков и эскизов, подробности о которых никогда еще не были опубликованы.
Прежде чем достоверная информация об "Invincible" достигла Японии, руководство флота выдало требование на разработку проекта аналогичного корабля со следующими характеристиками, из которых можно понять - в какой степени были верны концепции, заложенные в японский проект линейного крейсера.
Водоизмещение |
18.650 тонн |
Длина |
164,89 м (541') |
Ширина |
24,38 м (80') |
Осадка |
8,04 м (26'5") |
Мощность механизмов |
44.000 влс |
Скорость |
25 узлов |
Вооружение |
4 305-мм/45, 8 254-мм, 10 120-мм и 8 мелких орудий |
Торпедные аппараты |
5 |
Пояс по ватерлинии |
177 мм (7") |
Палуба |
50 мм (2") |