В новом проекте главный калибр соответствовал информации об "Invincible", имевшейся у японцев к тому времени. Они считали, что именно такую артиллерию будет иметь первый английский линейный крейсер. Но когда ошибка стала очевидной - "Invincible" и серийные корабли, в том числе и "Indefatigable" с улучшенным расположением башен, стали вступать в строй британского флота - японское адмиралтейство потребовало срочного изменения проекта, разместив десять 305-мм/50-калиберных орудий. Детали нового проекта остались неизвестны, но основные элементы включали в себя следующие характеристики:
Водоизмещение | 18.725 тонн |
Длина | 150,87 м (485' 5") |
Ширина | 25,11 м (82' 5") |
Осади | 8,34 м (27' 5") |
Мощность механизмов | 44.000 влс |
Скорость | 26,5 узла |
Вооружение | 10 305-мм/50, 10 152-мм/45, более 4 120-мм |
Торпедные аппараты | 5 457-мм |
Начав работы над собственными линейными крейсерами Япония сосредоточила основное внимание на главной артиллерии. Первоначальный план размещения башен главного калибра на новом проекте был подобен немецкому линейному крейсеру "Moltke" - одна 2-хорудийная башня в носовой части корабля, две 2-хорудийные башни в корме и две поэшелонно в средней части корпуса. Позднее проект был пересмотрен - в носу и в корме разместили по две 2-хорудийные башни и одну в середине корабля. Такое размещение главной артиллерии и легло в основу проекта будущего "Kongo".
Однако японцев ожидал неприятный сюрприз. В 1909 году, вскоре после того, как чертежи и спецификации "Kongo" были утверждены и изготовлены, выделены необходимые средства для постройки, британский флот начал постройку линейного крейсера "Lion" и трех однотипных ему кораблей. В сравнении с ними японский проект выглядел весьма скромно, и в результате флот страны восходящего солнца вновь оказался в роли отстающего. Японцы были вынуждены вносить новые изменения в конструктивный план "Kongo", а также искать сотрудничество с англичанами в переработке проекта. В итоге водоизмещение выросло до 27.000 тонн, а проект получил обозначение "Улучшенный тип "Lion".
Немаловажную роль в судьбе корабля сыграл союзный договор, заключенный между Японией и Великобританией еще в начале века. В соответствии с ним Лондон оказывал немалое содействие своему азиатскому партнеру во всех областях промышленности, включая строительство флота. Благодаря этому японский императорский флот утвердился как постоянный клиент ведущих кораблестроительных фирм Англии еще задолго до начала русско-японской войны. Прекрасно понимая, что создание такого гиганта как "Kongo" пока что не под силу японским верфям, британские заводчики, страстно желая получить новый заказ, наперебой предлагали свои услуги.
Фирма "Vickers", строившая "Princess Royal" - второй корабль типа "Lion", - предложила японскому флоту новый проект на базе "Lion". Другой проект предложила фирма "Armstrong", у которой уже был опыт постройки кораблей для императорского флота.
После некоторых колебаний японцы решили отдать предпочтение проекту Сэра Джорджа Тэрстона (Sir George Thurston) из фирмы "Vickers Ltd" - впоследствии главного конструктора линейного крейсера "Tiger". Передавая фирме заказ на постройку "Kongo", японский флот не без основания надеялся получить последние достижения британской кораблестроительной технологии, производства машин и артиллерии, после чего внедрить все это в Японии Контракт с "Vickers" был заключен 17 октября 1912 года, но уже в ближайшее время после выдачи заказа "Vickers" среди руководства японского флота разгорелась дискуссия по вопросу - какой калибр главной артиллерии избрать для "Kongo". Основной вопрос звучал так: "Должен ли он нести 305-мм орудия или большие по калибру?" Аргументы сторонников 305-мм калибра оказались более весомыми и было принято решение остановиться именно на нем.
Однако сюрпризы для японцев на этом не закончились Благодаря весьма дружественным отношениям во время англо-японского союза, военно-морской атташе Японии в Лондоне получил строго служебную информацию о результатах испытаний английской тяжелой артиллерии и живучести стволов. Согласно этим данным 305-мм орудия имели более низкую живучесть и скорострельность нежели 343-мм установки, которые намечались в качестве главного калибра для новых линкоров и линейных крейсеров, запланированных к постройке британским адмиралтейством.
Получив эту. неожиданную для себя информацию, японский флот резко изменил свое решение и поставил вопрос об установке на новых крейсерах 356-мм орудий. Поскольку этот калибр явился в то время передовым он вряд ли мог быть под силу японским инженерам, поэтому фирма "Vickers" получил еще и задание на создание прототипа таких орудий. Опытный образец был изготовлен и прошел испытания на британском полигоне в Шибурнессе в марте 1911 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и после этого "Kongo", наконец, обрел свою артиллерию.
Такое решение для японцев оказалось очень кстати, так как вскоре после того как оно было принято появились данные о том. что американский флот также планирует установить на новых дредноутах "New-York" и "Texas" 356-мм орудия. Японцы с удовлетворением отметили, что на данном этапе они не оказались в роли отстающих.
Таким образом, стремление японского военно-морского руководства устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке проекта "Kongo", привело впоследствии к появлению "Nagato", а через четверть века и "Yamato", и, в конце концов, подчеркнуло превосходство японского флота в этом вопросе над другими флотами.
Водоизмещение нормальное | 27.500 тоня |
Водоизмещение стандартное | 26.330 тонн |
Водоизмещение полное | 27.900 тонн |
Длина максимальная | 215,18 м |
Длина по ватерлинии | 212,14 м |
Ширина наибольшая | 28,04 м |
Осадка максимальная | 8,24 м |
Основной проект "Kongo" отвечал требованиям японского флота и был согласован с проектом "Vickers" - "усовершенствованный "Lion", причем проект в немалой степени считался и достижением японских инженеров, так как разработка его была проведена в Морском Техническом департаменте Японии.
Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоизмещения до 27.500 тонн - на 1000 тонн больше, чем у "Lion", и на 6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских верфях линкоров "Kavachi" и "Settsu".
Корпус "Kongo" был весьма схож с корпусом "Lion",однако носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что соответствовало правилам японского флота применять при постройке наилучшие из возможных решений для обеспечения высокой мореходности. В дополнение к этому, подводная часть форштевня "Kongo" была сделана прямой в отличие от высовывающейся вперед на "Lion". Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то время как ширина его оказалась на 1,65 метра больше, чем у британского собрата. Большая ширина определялась иным расположением котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.
Корабль имел треногие фок-мачту и грот-мачту, причем расположение фок-мачты оказалось лучше, нежели на "Lion", и тем не менее это не спасало мостик "Kongo" от задымления и теплового воздействия газов из дымовых труб.