Оглавление

"BISMARCK"

Этот номер сборника "Бриз" полностью посвящен кораблю, имя которого известно любому человеку, хотя бы в общих чертах интересующемуся историей военно-морского флота. К настоящему времени за рубежом об этом корабле изданы сотни разных книг, не говоря уже об отдельных статьях. В нашей стране, конечно, поменьше, но и у нас эта тему не обходили вниманием.

Несмотря на такое обилие информации, а возможно, что именно благодаря этому, вокруг "Bismarck'a" и по сей день остается некий ореол таинственности. По мнению, многих специалистов-историков официальная информация о проведении операции против этого корабля и причинах его гибели не даст ответы на все тс вопросы, которые они могли бы задать. И по-прежнему главными остаются два вопроса - имело ли место в судьбе корабля предательство с немецкой стороны и знало ли британское Адмиралтейство немецкие шифры и коды, использовавшиеся в этой операции. Несомненно, что ответы на эти вопросы в достоверности могут быть известны только при полном рассекречивании тех архивных документов, которые еще не доступны для широкой публикации. Но нельзя не признать, что сложившаяся к настоящему времени официальная точка зрения во многом объясняет, и вполне достоверно, практически все "белые пятна", которые могут стать причиной таинственности вокруг "Bismarck'a". И не случайно, что большинство морских историков считают, что все эти "белые пятна" создаются и муссируются по большой части искусственно. По их мнению, если и есть какие-то неизвестные моменты в истории корабля, то это вопросы, появившиеся в результате сомнительности или недостаточно сведений, как то - объемы повреждений, точное количество попавших торпед,, результативность ночных торпедных атак эсминцев и многие другие подобные. Причин этому много - корабль проводил боевые действия в сложных метеорологических условиях, не позволяющих в точности восстановить многие детали операции, с корабля спаслось очень мало членов экипажа, а среди уцелевших практически не было специалистов по многим службам корабля, и вообще нет офицеров управления или штаба, сам корабль затонул на очень большой глубине и его обстоятельное обследования на дне очень затруднительно. Есть и иные более или менее сложные причины. И тем не менее, развитие науки и современной техники позволяет устранить некоторые из них, и в частности, как оказалось, подводное исследование обломков корабля на дне хотя бы в некоторой степени вполне возможно. С успехом это доказала глубоководная экспедиция под руководством Роберта Баллардз, организованной Океанографическим институтом в Вудсхоле совместно с коллегами из Национального Географического Общества и проведенная в июне 1989 года и а феврале 1990 года. Во время обследования были выполнены обширные видео- и фотосъемки обломков корабля. К сожалению современные средства не позволяют большего, но так как это чисто технические трудности можно надеяться, что со временем они будут преодолены.

По результатам экспедиции, с привлечением многих иных материалов, и при участии еще живых членов экипажа "Bismarck'a" - участников трагедии корабля, был снят видеофильм и подготовлена специальная статья "The Bismarck's Final Battle", напечатанная в известном военно-морском историческом журнале "Warship International" (№ 2/1994, стр. 158-190). Авторами этой статьи являются не менее известные историки-исследователи Гарцке и Дулин (William H.Garzke; Robert O.Dulin). В настоящем выпуске мы помещаем перевод второй части статьи "The Bismarck's Final Battle". Эта часть статьи включает анализ боевых повреждений "Bismarck'a". сделанный на основе известных материалов, и в большей степени с использованием фото- и видеофильмов экспедиции, а также воспоминаний уцелевших членов экипажа корабля. Первая часть в коротком виде описывает сам корабль и историю его похода и не помещена здесь в связи с тем, что ранее "Бриз'ом" уже издавалась брошюра с подробным техническим описанием линкора, а история его плавания с очень краткими техническими дополнениями, подготовленная по инициативе редакции, помещена в этом же номере. Некоторые сведения о "Bismarck'e" печатались и нашем издании "Боевые корабли Германии", а также в выпуске "Бриз 2/1997 (014)", где помимо текста помещен технический чертеж линкора, подготовленный на основе подлинного чертежа 1939 года фирмы "Blohm und Voss" (ЦВМА, ф.6004, on.2, д.12356). Более подробные сведения о бое "Bismarck'a" с "Нооd'ом" можно найти также в "Бриз'овской" брошюре "Гибель линейного крейсера "Hood". Помимо названных собственных изданий при подготовке материала использованы и многие другие источники, в частности Siegfrid Breyer "Die Schlachtschiffe der "Bismarck-Klasse" ("Marine-Arsenal", 1995), "Schlachtschiff "Bismarck" ("Marine-Arsenal", Bande-15), Breyer "Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905-1970' (1970), Breyer "Grosskampfschiffe 1905-1970' (1977), Garzke, Dufin "Battleships: Axis and Neutral Battleships in World War II" (1985), Preston, Batchelor "Battleships. 1919-1972", (1977), ежегодник "Ships of the World", Д.Маклахлан "Тайны английской разведки (1939-1945)" (1971), а также многие статьи из нашей и зарубежной периодической печати.

Оглавление

Hosted by uCoz