Оглавление

Оперативная сводка N-172 штаба морского командования "West" от 23 февраля 1940 года (Отделу "Ic" штаба верховного главнокомандования) сообщила утром того же дня об участии Х-го авиационного корпуса в боевых действиях предыдущего дня:

"Около 18.18 восемь самолетов вылетели для разведки и атак между устьем реки Темзы и Ферт-оф-Ферт. Результаты: Около 20.00 произведена атака по затемненному двигающемуся вооруженному пароходу (от 3 до 4 тысяч тонн) на траверзе маяка Тершеллинг. После взрыва пароход загорелся и потонул. Пароход вел зенитный огонь из одного орудия и нескольких пулеметов".

До сих пор в штабе морского командования "West" считали, что гибель эсминцев вызвана миной или торпедой подводной лодки, но это было опровергнуто после краткого доклада начальника эсминцев, дополненного донесением Х-го авиационного корпуса о печальной достоверности взаимосвязи между потоплением судна авиацией и гибелью эсминца. Упомянутый доклад начальника эсминцев имел следующий дословный текст:

"Во время проведения операции "Wikinger" 22 февраля около 19.50 в квадрате 6954 (левый нижний) следящий за кораблями самолет был обстрелян концевым кораблем. После взрыва повернули назад: "Leberecht Maas" запросил о помощи. После нового взрыва он переломился пополам и потонул. Вскоре затем последовал еще один взрыв и донесение с эсминца "Erich Koellner" об обнаружении подводной лодки. В этот момент заметили отсутствие эсминца "Max Schultz". Из опасного района ушли, прервав операцию. С эсминца "Leberecht Maas" спасено 60 человек; на эсминце "Erich Koellner" недосчитались одного человека".

Бросается в глаза то, что в донесении Х-го авиационного корпуса говорится об атаке только на одну цель. Следовательно, нельзя отказаться от предположения, что "Мах Schultz" при маневрировании во время отхода от сброшенной серии глубинных бомб мог подорваться на собственных минах.

Такая катастрофа требовала объяснения, но сделать это было нелегко, так как все показания свидетелей были противоречивы. Сначала полагали, что самолет был британский и потопил оба эсминца, но такой ответ не удовлетворял, так как до сих пор британские самолеты были на редкость неудачливы в атаках на корабли. То, что они могли потопить сразу два корабля за одну ночь, было трудно предположить. К тому же на эсминце "Leberecht Maas" определенно опознали немецкий самолет. И только после полученного из штаба Х-го авиационного корпуса донесения, что один из его самолетов атаковал корабль, следующий курсом 300 градусов в 20 милях к северу от маяка Тершеллинг, в штабе командования "West" появилась ужасающая мысль.

Могли ли эсминцы быть потоплены своими самолетами? Сначала эту мысль отбросили, но она продолжала распространяться и слух дошел до Гитлера. Фюрер сразу приказал создать комиссию из представителей "Kriegsmarine" и "Luftwaffe" для обстоятельного расследования инцидента. В ходе дознания, которое началось на борту тяжелого крейсера "Admiral Hipper" 23 февраля 1940 года, были опрошены уцелевшие члены экипажа с эсминца "Leberecht Maas", экипажи других эсминцев и самолетов. После долгого разбирательства было установлено, что самолет "Нeinkel-111" из состава 4-й боевой авиагруппы 26-й авиационной эскадрильи, совершил две бомбовые атаки, потопив сначала эсминец "Leberecht Maas", а затем "Мах Schultz". Самолет входил в состав сил, посланных для атаки торговых судов в Северном море. Об этой операции "Luftwaffe" предупредило штаб флота, но последний не предупредил свои эсминцы. Более того, "Kriegsmarine" не уведомило авиационный штаб о том, что эсминцы вышли в море. В своем заключении комиссия установила, что потеря обоих эсминцев "с очень большой вероятностью" была вызвана попаданием бомб весом 50 кг с собственных самолетов. Начальник штаба морских операций вице-адмирал Шнивинд (Vizeadmiral Otto Schniwind) 15 марта 1940 года указывал на это в представленном Гитлеру докладе:

"Несвоевременно последовавшее предупреждение X-го авиационного корпуса о намечавшейся операции эсминцев способствовало роковому развитию событий в ночь 22/23 февраля. Еще в полдень поставленная задача боевого использования Х-го авиационного корпуса должна была побудить штаб морского командования "West" путем обстоятельных переговоров прийти к решению всех вопросов, взаимосвязанных с этим своеобразным ночным использованием боевых авиационных сил..."

Явные ошибки штаба морского командования "West" привели к потере обоих кораблей. Но самые серьезные причины надо искать в неверной организации управления в районе боевых действий Северного моря с их долгим усложненным путем прохождения распоряжений.

В результате решением суда военного трибунала никого не наказали, но этот инцидент еще больше усилил раскол между "Luftwaffe" и "Kriegsmarine". Однако, без всякого сомнения, потерю эсминцев следует отнести на счет неэффективности флота. В свете послевоенной информации решение суда может быть подвергнуто сомнению, так как, хотя британских подводных лодок поблизости не было, в этом районе ночью 9/10 февраля два английских эсминца поставили мины на пути ставшего известным английской морской разведке немецкого протраленного фарватера. Из-за недостатка тральных сил у немецкого флота эти мины как раз и могли стать причиной гибели эсминца "Max Schultz" после атаки его самолетом. Существовало предположение, что поскольку эсминец "Leberecht Maas" был определенно потоплен бомбами, "Max Schultz" мог подорваться на мине, так как дезорганизованные после первой атаки самолета эсминцы могли попасть на мины противника. Так закончилась операция "Wikinger", в которой немецкие эсминцы понесли первые за войну потери, получив при этом большое моральное потрясение. Всего с двумя кораблями погибли 579 офицеров и матросов.

Из-за неудачи в этой операции были отложены последующие удары немецких надводных сил в районе южной части Северного моря вплоть до начала операции "Weserubung" - вторжение в Данию и Норвегию - в которой "Kriegsmarine" потерял еще десять из оставшихся двадцати эсминцев. Из вновь построенных кораблей в 1940 году в строй вступили только три единицы этого класса. Наличия в строю двадцати двух эсминцев в течение дальнейшего хода войны немцы смогли достигнуть только лишь однажды, да и то на очень короткий срок, - во второй половине 1943 года.

Оглавление