В 1939 году французские контр-миноносцы, также как и эсминцы, имели очень слабое вооружение не только зенитное, но и противолодочное.
Предполагавшиеся по штату шумопеленгаторы (сонары) на контр-миноносцах так и не были установлены, а так как гидролокаторы на них вообще не предусматривались, то корабли, no-существу, были лишены средств обнаружения подводных лодок.
Лишь в 1939 году, после начала войны французское морское командование смогло договориться с британским Адмиралтейством об установке на французских эскортных кораблях гидролокационной аппаратуры типа ASDIC. Англичане согласились предоставить в распоряжение французам некоторое количество комплектов типа 123 (предназначались для небольших кораблей ПЛО) и типа 128 (предназначались для эсминцев и миноносцев).
Первая поставка (до 1 марта 1940 года) предусматривала 16 комплектов типа 128 - ими предполагалось оборудовать десять эсминцев серии 1500-тонников, а также шесть контрминоносцев типа "Jaguar", которые воевали в британских водах. Вторая, более поздняя партия включала уже 25 комплектов типа 128, и назначалась для четырех эсминцев-1500-тонников и шестнадцати контр-миноносцев "четырехтрубников" (из восемнадцати кораблей этого типа исключались "Vauquelin" и "Maille-Breze"). Последние 5 комплектов оставались в резерве.
Монтаж аппаратуры предполагалось проводить в период плановых или внеочередных ремонтов кораблей. В связи с этим первыми из "четырехтрубников" гидролокаторы ALPHA (так французы стали называть аппаратуру ASDIC типа 128) получили "Bison" и "Vautour". Первый из них заканчивал долгосрочный ремонт после еще довоенного (ночью 7/8 февраля 1939 года) столкновения с крейсером "Georges Leygues". Он вышел из ремонта только 10 декабря 1939 года, уже имея на борту гидролокатор. "Vautour" получил его во время большого ремонта в Тулоне в конце 1939 года. Возможно их успели смонтировать также на "Kersaint" в апреле 1940 года и на "Gerfaut" в мае 1940 года. Остальные "четырехтрубники" аппаратуру гидролокации так и не получили - в мае-июне 1940 года отношения между Францией и Англией резко изменились, и о поставках ее из Англии уже не могло быть и речи. Правда позже монтаж гидролокаторов на французских кораблях был продолжен - в августе 1940 года аппаратуру получил "Tartu", в декабре - "Vauquelin", в конце года - "Cassard", а в 1942 году - "Albatros". Предполагалось также произвести работы и на "Chevalier Paul", но достоверно известно, что это не было сделано вплоть до его гибели 16 июня 1941 года.
Со средствами атаки подводных лодок на контрминоносцах положение оказалась еще более сложным. К началу войны корабли располагали только 24 глубинными бомбами, которые можно было сталкивать прямо за корму двумя специальными сбрасывателями. Для каждого из них имелось по восемь глубинных бомб весом по 200 кг и еще восемь запасных бомб на оба аппарата. Поэтому примерно одновременно с поставкой шумопеленгаторов было принято решение разместить на контр-миноносцах по два бомбомета "Thornycroft", которые в французском флоте стали обозначать как модель "28" - 100/300 или 100/125. Как и шумопеленгаторы их монтаж производился только при выводе кораблей из службы - во время ремонтов.
Установить бомбометы предполагалось побортно, при этом рядом с бомбометом размещались специальные стойки с двумя запасными глубинными бомбами весом по 100 кг. Причем французские моряки всерьез опасались, что размещение их вблизи борта создаст опасность ухудшения остойчивости кораблей, и до этого не отличавшихся хорошими мореходными качествами. На контр-миноносцах серий "Bison", "Valmy" и "Albatros" бомбометы предполагалось разместить на открытой палубе перед второй дымовой трубой, на "Milan", "Epervier" и типа "Tartu" - по бокам от четвертой дымовой трубы, причем на последних сектор стрельбы составил бы 125 градусов на каждый борт. 22 июня 1941 года французское морское министерство распорядилось установить дополнительно еще по два бомбомета на тех кораблях типа "Tartu", которые уже получили гидролокаторы. В целом большинство из запланированных работ были выполнены в 1940-1941 годах, но дополнительные два бомбомета не были установлены до начала 1942 года.
Таким образом запас глубинных бомб на контрминоносцах во время войны установился в следующем количестве - 16 бомб по 200 кг на стеллажах бомбосбрасывателей и к ним 8 запасных. Еще 4 бомбы по 100 кг на бомбометах, 4 рядом на специальных стойках и 12 запасных в хранилище.
Позже было решено усилить противолодочное вооружение двумя бомбометами на кораблях серий "Bison", 'Valmy" и "Albatros", оборудованных гидролокаторами. Работы предполагалось выполнить начиная с сентября 1942 года, однако последующие события в Северной Африке помешали этим планам, а в дальнейшем вообще сделали их невозможными вплоть до гибели кораблей.
В период между 1940 и 1942 годами на "четырехтрубниках"
были произведены некоторые модификации, часть из которых производилась на нескольких кораблях, а частично и на отдельных единицах. В их числе можно назвать следующие:
- Удаление циферблатов передачи параметров стрельбы, которые предназначались для визуального отображения данных ведения огня на другие корабли соединения, следующие мателотами впереди или позади. Циферблаты размещались на передней стенке платформы управления огнем и за грот-мачтой. Позднее циферблаты монтировались на передней стенке платформы управления огнем и на обоих задних углах крыльев мостика. В конце концов их удалили с кораблей по приказу командующего флотом от 15 ноября 1941 года.
- Размещение постов передачи топлива в море, которые прошли испытания на эскортных кораблях (миноносцы и эсминцы) в походных условиях в начале 1939 года. На контрминоносцах посты приема топлива устанавливались в носовой части палубы.
- Установка щитов прикрытия прислуги бортовых спаренных торпедных аппаратов на контр-миноносцах "Milan", "L'Epervier" и серии "Tartu". Эти стальные щиты ограждения прикрывали прислугу аппаратов не только от непогоды, но частично и от пулеметного обстрела с самолетов.
- Монтаж полностью закрытых передних частей направляющих труб торпедных аппаратов на контр-миноносцах серии "Tartu", выполненный в целях предохранения головных частей торпед от пулеметного огня с самолетов.
- Установка в 1941 году высокого козырька на передней дымовой трубе на контр-миноносце "Valmy". На других "четырехтрубниках" такую переделку не производили, но иа части эсминцев - 1500-тонниках это было сделано.
Довоенная служба контр-миноносцев практически не отмечена какими-либо особенными событиями. По мере готовности корабли включались в дивизии легких кораблей 1-й и 2-й эскадр флота и в дальнейшем несли обычную рутинную службу, занимаясь боевой подготовкой и текущими ремонтами. Во время испанских событий часть кораблей привлекались для несения патрульной службы в Средиземном море, на рубежах зоны военных действий.
К началу войны все "четырехтрубники" организационно были объединены в дивизии по три корабля в каждой и входили в состав всех четырех эскадр.
С началом Второй мировой войны контр-миноносцы по большей части занимались эскортированием отдельных кораблей и транспортов, а также конвойными операциями. Часть кораблей, в основном более новых, была включена в состав корабельных соединений, предназначавшихся для перехвата и ограничения действий немецких крейсеров и рейдеров в Атлантике. Таким образом, уже с первых месяцев войны контрминоносцы стали привлекаться к выполнению задач, которые при проектировании кораблей не считались основными. При этом зачастую им приходилось действовать в составе объединенных с британцами соединений.
1 - Судьбы нескольких кораблей этого типа, приведены в конце статьи более подробно - один из Атлантической и один из Средиземноморской эскадр, а также "Albatros", единственный корабль, переживший войну. К сожалению, для всех кораблей этой серии подобную публикацию осуществить пока не представляется возможным.