Оглавление

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "BRETAGNE"

Следующими линейными кораблями во французском флоте после четырех кораблей типа "Courbet" стали дредноуты типа "Bretagne".

Три корабля этого типа представляли собой первые и единственные достроенные французские "сверхдредноуты" (так стали называть корабли класса дредноутов, у которых главный калибр превысил 305 мм). Еще 10 января 1910 года Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine), при обсуждении постройки второй пары линейных кораблей-дредноутов (будущие для того времени "France" и "Paris") рассматривал предложение установить на них орудия 340-мм калибра, однако предложение не прошло, так как на разработку принципиально нового орудия, его изготовление и испытание, потребовалось бы больше времени, чем на постройку самих кораблей, а задерживать вступление в строй флота двух новых линейных кораблей совету не хотелось. Однако уже тогда стало очевидно, что в более или менее ближайшее время флот вновь столкнется, с проблемой увеличения калибра, поэтому были предприняты некоторые шаги в этом направлении, и в частности, вскоре началась предварительная разработка башенной установки для орудий более крупного, чем 305 мм калибра.

Препятствием к разработке более крупных кораблей были не только трудности с вооружением, но также и отсутствие сухих доков и подходящих построечных мест для более крупных кораблей. Как оказалось возможности французских "арсеналов" не позволяли даже рассматривать возможность строительства новых кораблей, размеры корпуса которых были больше, чем у "Courbet". Поэтому Морской совет и командование флотом требовало от Технического отдела (Section Technique des Constructions Navales) разработки проекта корабля в 23.500 тонн, главное вооружение которого будет состоять из пяти или шести спаренных башен с 340-мм орудиями. Рассматривался также и вариант вооружения корабля четырьмя орудийными башнями, в каждой из которых помещалось бы по четыре 305-мм орудия. Однако известия о строительстве в других странах кораблей с более крупными орудиями - калибров 343-356 мм (американские типа "Texas", английские типа "Orion" и "Iron Duke", японские типа "Fuso") заставили пересмотреть проект.

От шестибашенного броненосца (по типу "Courbet" но с более крупными орудиями) пришлось сразу же отказаться - спаренная башня с 340-мм орудиями весила 1200 тонн против 970 тонн у башни с 305-мм орудиями, и это при том. что требовались гораздо большие размеры для подбашенных помещений и боевых погребов. А ведь такое размещение главной артиллерии с бортовыми башнями на одном шпангоуте уже на "Courbet" вызвало большие трудности. Установка же шести башен в диаметральной плоскости была невозможна из-за ограничения в размерах и водоизмещении - как минимум на 3000 тонн по сравнению с "Courbet".

Так как доводы против бортовых башен были очевидны. Морской совет после ознакомления с предварительными разработками, легко согласился на пятибашенный проект. Однако и в этом варианте корабль по водоизмещению оказался крупнее "Courbet". Ввиду жесткого ограничения водоизмещения пришлось пойти на снижение защиты корабля - толщину главного броневого пояса уменьшили на 20 мм.

Таким образом, если не принимать во внимание увеличение главного калибра, новые корабли не представляли собой значительного прогресса в сравнении с первыми французскими дредноутами. Более того, в отношении броневой защиты первые "сверхдредноуты" оказались даже слабее своих предшественников.

30 марта 1912 года во Франции была принята новая кораблестроительная программа. В соответствии с ней предполагалось довести линейный флот Франции до 28 единиц. При этом 17 кораблей нужно было построить вновь. Частью этой программы и стали задуманные постройкой линкоры нового проекта.

Строительство этих кораблей планировалось начать по бюджету 1912 финансового года. После достройки два корабля должны были заменить в строю флота старые броненосцы "Carnot" и "Charles Martel". Третий корабль строился как замена погибшего в сентябре 1911 года броненосца "Liberte".

1 мая 1912 года в Лориане состоялась закладка линкора "Provence" на стапеле "Point du Jour", специально удлиненным для этого. Сборка корабля производилась очень быстро и уже 20 апреля следующего года корабль сошел на воду. На церемонии спуска присутствовал министр Пьер Доден (Pierre Daudin). Строительство второго корабля "Bretagne" в Бресте началось почти одновременно, но официальная закладка состоялась 1 июля 1912 года. Строился он еще быстрее и спуск на воду состоялся на день раньше, чем "Provence". 15 июля 1912 года началось строительство третьего корабля - "Lorraine".

В 1913 году организация французских линейных сил претерпела некоторые изменения. Было решено, что полноценная линейная эскадра должна включать восемь кораблей, объединенных в две линейных дивизии по четыре корабля в каждой. Предполагалось, что каждая дивизия должна состоять из однотипных кораблей. Четыре корабля типа "Courbet" уже могли составить одну дивизию. Еще одну составили бы корабли типа "Bretagne", а в следующую дивизию предполагалось включить четыре корабля типа "Normandie". В соответствии с этими планами в 1913 году принято решение о постройке четвертого корабля типа "Bretagne", однако вскоре от этого отказались в пользу постройки пятого корабля типа "Normandie".

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА "BRETAGNE".

Название Верфь Заложен Спущен Готов Вступил в строй
"Provence" "Arsenale de Lorient" (Лориан) 1.5.1912 20.4.1913 июнь 1915 авг.1915
"Bretagne" "Arsenale de Brest" (Бресте) 1.7.1912 21.4.1913 авг. 1914 сент.1915
"Lorraine" "Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoeth" (Сен-Назер) 1.8.1912 30.9.1913 1915 1.7.1916

Оглавление

Hosted by uCoz