Оглавление

Горизонтальное наведение башен главного калибра осуществлялось электрогидравлическим приводом системы Джэнни. Предусматривалось специальное охлаждение погребов до 25 градусов. Система затопления погребов позволяла заполнить любой погреб водой в течение 10 минут.

Плиты броневого пояса корабля возвышались над ватерлинией на 2,4 м и на 1,7 м погружены в воду ниже ватерлинии. Первоначально проект не предусматривал броневые траверзы, однако позже было решено установить их. Для компенсации добавочного веса длина пояса была укорочена на 10 метров в оконечностях. Длина казематной брони 60 м.

Вследствие отказа от бортовых башен появилась возможность установить броневую продольную противоторпедную переборку для защиты от подводных повреждений борта, однако она оказалась слишком тонкой (всего 8 мм), чтобы успешно выполнять свои функции, поэтому новые французские дредноуты вряд ли можно было назвать лучше защищенными, учитывая, что и толщина бортовой брони была снижена. По сравнению с предыдущими линкорами на кораблях типа "Bretagne" была хорошо продумана система разделения на водонепроницаемые помещения. Для снижения размахов качки корабли получили особое устройство, включающее специальные цистерны. Особое внимание было также уделено управлению кораблем и вооружением - в возвышенных башнях главного калибра было устроено по одному резервному посту УАО, а носовая башня к тому же могла быть использована как запасная боевая рубка.

Механизмы для дредноутов изготовлялись на французских заводах. Турбины для "Provence" и "Bretagne" были изготовлены заводом "Forges et Chantiers de la Mediterranee" в Ла-Сейне. а для "Lorraine" - заводом "Chantiers et Ateliers de St.Nazaire (Penhoet)" в Сен-Назеpe. Электроэнергетическую установку составляли четыре генератора по 200 кВт каждый.

Эти корабли изменяли свой внешний вид несколько раз. Первоначально они имели одинаковое исполнение. Различно выполнены были лишь краны и крановые опоры, а "Bretagne" к тому же имел на задней кромке носовой трубы одну слегка изогнутую паровую трубку. В отличие от других кораблей этого типа на "Provence" паровая трубка на кормовой дымовой трубе находилась на задней кромке.

С 1918 года на "Bretagne" грот-мачта была срезана до короткого обрубка - по тем же причинам, что и на ранее упомянутом "Courbet". Первая модернизация была вызвана прежде всего желанием увеличить дальнобойность орудий при одновременном совершенствовании систем управления огнем. На кораблях угол возвышения орудий главного калибра был увеличен с прежних 18 градусов до 23 градусов. На месте фок-мачты обычного типа была установлена треногая с артиллерийским марсом и стеньгой. На "Bretagne", кроме этого, в виде эксперимента установили пост управления огнем британского производства. Он был размещен на специальной выступающей платформе, на ярус ниже артиллерийского марса. Одновременно были увеличены также надстройки мостика, а на "Bretagne" и "Provence" увеличили по высоте носовую дымовую трубу приблизительно на 4 метра. На "Lorraine" ограничились первоначально только 2 метрами. Противоминная артиллерия была сокращена - удалили первую носовую группу орудий. Это позволило усилить зенитное вооружение.

В этот период на "Lorraine" провели своеобразный эксперимент по использованию авиационного вооружения. На фок-мачте корабля была устроена специальная подвесная рампа, подобная примененной на американских дирижаблях "Akron" и "Macon". Направленная на левый борт в корму корабля (примерно 45 градусов от линии ДП) она держала небольшой гидросамолет, который с нее же мог и стартовать. Однако этот эксперимент надежд не оправдал, и оборудование вскоре было снято.

Целью второй модернизации главным образом был переход котлов на нефтяное отопление. Попутно были сделаны и некоторые другие работы - на "Lorraine" носовая дымовая труба была возвышена еще на 2 метра, так что теперь она стала точно такой же по высоте, как и носовые трубы "Provence" и "Bretagne". Кроме того, произведена установка новых приборов управления огнем артиллерии, прежде всего на артиллерийском марсе, при этом на "Bretagne" он был соответственно изменен и стал аналогичен артиллерийским марсам других кораблей этого типа. На "Lorraine" в 1933 году убрали фок-стеньгу, а грот-мачта была несколько укорочена, но получила при этом более длинную стеньгу.

Во время третьей перестройки корабли получили новые котлы с трубками малого диаметра на нефтяном топливе, причем кормовая дымовая труба была несколько возвышена и по высоте стала равной с носовой. Одновременно на кормовой трубе были установлены зауженные антенные распорки. Надстройки были несколько изменены, в частности площадь мостика была вновь увеличена. Прежний артиллерийский пост на марсе был оборудован новым 6-метровым дальномером, который несколько позднее заменили на 8-метровый. Корабли получили новые 340-мм орудийные стволы, первоначально предназначавшиеся для линкоров типа "Normandie". Состав противоминной артиллерии уменьшился на четыре орудия кормовая группы, за счет которых вдвое усилили зенитное вооружение. Изменилась и защита корабля. Для облегчения оконечностей были сняты плиты броневого пояса по ватерлинии на участках по 10 метров от носа и кормы. Это ослабление защиты было компенсировано установкой новых траверзов.

Объем работ третьей модернизации на "Lorraine" был значительно расширен. Этот корабль было решено перестроить в авианосный по специально разработанному проекту. Помимо выше перечисленных мероприятий средняя башня главного калибра была снята и заменена на 23-метровую катапульту. На месте бывших подбашенных помещений был оборудован довольно просторный ангар для гидросамолетов (ввод и вывод гидропланов на палубу надстройки производился через бортовые ворота ангара). Чтобы получить необходимое для этого устройства место, кормовую трубу пришлось отодвинуть в корму примерно на 5 метров, а носовую сделать более узкой, чем раньше и в то же время несколько более высокой, чем кормовая труба Вместо старых кранов были установлены новые, более мощные и производительные.

С 1936-1939 годов на "Provence" в виде опыта третья от носа пара побортных 75-мм зенитных установок была заменена двумя спаренными 100-мм зенитными установками.

Во время Второй мировой войны, в 1943 году на "Lorraine" была снята катапульта, зенитное вооружение было изменено и усилено. В верхней части надстройки перед фор-марсом была установлена радарная антенна американского производства на специальной решетчатой стеньге. Одновременно фор-марс получил добавочную платформу.

Оглавление