Оглавление

57-мм зенитные автоматы

57-мм зенитные автоматы производились во Франции в 1947 году по лицензионному соглашению с фирмой «Bofors», но это соглашение не включало обязанности по монтажу и компоновке установок. Во французском военном флоте эти автоматы монтировались только на спаренных лафетах «ACAD Modele 1948», которые были полностью разработаны Департаментом конструирования и вооружения флота, включая устройства заряжания, подачи и хранения боезапаса, системы управления огнем, радиолокационные станции и иное. Однако система передачи данных (трансмитерная станция) от поста управления к установкам была разработана в Швейцарии компанией «Swiss Contraves company» по французским спецификациям, после чего права на производство системы были выкуплены Францией.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 57-ММ ЗЕНИТНЫХ АВТОМАТОВ «MODELE 1947» И ИХ ОРУДИЙНЫХ УСТАНОВОК

Общий вес установки (включая защитный щит с броней толщиной 10 мм)

18,0 т

Система охлаждения ствола

водяная

Длина ствола

60 калибров

Вес снаряда

2,96 кг

Начальная скорость снаряда

865 м /сек.

Углы возвышения

от -10 до +95 градусов

Максимальная теоретическая дальность стрельбы:

 

с обычным взрывателем

14,5 км

с временным взрывателем (10-секундный полет снаряда до взрыва)

5,5-6,0 км

Досягаемость по высоте

9 км

Скорострельность

120 выстрелов на ствол
(240 на установку)

Подготовленный боезапас

(160 выстрелов) в расчете на 40 сек. непрерывной стрельбы

Скорость возвышения ствола (по результатам тренировок)

25 градусов в сек.

Четырнадцать спаренных лафетов с защитными щитами были установлены в средней и кормовой части корабля. Стрельба из них контролировалась пятью автономными системами управления огнем, каждая из которых включала полностью стабилизированный (против вращения, качания и рыскания) артиллерийский директор, совмещенный с собственной радиолокационной станцией типа «DRBC-30.B», а также трансмитерную станцию для передачи данных от поста управления к установкам. Система управления огнем могла выполнять следующие задачи:
- стрельба по невидимым целям (например, за облаками), поиск, обнаружение и контроль (высота цели, дальность и иные данные) за которыми осуществлялись с помощью радиолокационной станции, а обработка полученных сведений артиллерийским директором.
- стрельба по видимым целям - высота полета цели определялась оптическими приборами оператором артиллерийского поста, а дальность до цели посредством радиолокатора.
-  стрельба по видимым целям (при неработающем радиолокаторе) - высота полета цели определялась оптическими приборами оператором артиллерийского поста, а дальность до цели - дальномером артиллерийского директора.

Во всех названных случаях сведения о высоте, расстоянии и углах до цели обрабатывались счетно-решающим устройством и далее стрельбовые данные передавались непосредственно к зенитным установкам.

После установки на линкоре радиолокатора «DRBC-30.В» с автоматическим сопровождением цели зенитные автоматы корабля получили возможность автоматически открывать огонь и вести по самолетам постоянную прицельную стрельбу вплоть до поражения цели или окончания готового к стрельбе боезапаса (160 кассет на специальном заряжающем устройстве карусельного типа). При этом вмешательство человека ограничивалось нажатием кнопки на пульте центрального поста управления огнем.

Также при стрельбе из 57-мм автоматов можно было использовать вспомогательную систему ведения огня - девять гироскопических оптических прицелов «Mk.XIV». В случае повреждения в системе управления огнем или трансмитерной системе каждая зенитная установка могла вести самостоятельную стрельбу с автономным прицеливанием, используя телескопические прицелы «Bronzavia».

Таким образом, созданные «стандартные батареи» из двух, трех и четырех установок зенитных автоматов имели как основную радиолокационную систему управления огнем, так и вспомогательные варианты - совмещенные с оптическими приборами и прицелами. Помимо этого каждая из батарей могла быть взята под управление радиолокационной системой соседней батареи.

Или, наоборот, управление могло быть полностью децентрализовано, предоставляя каждой установке вести автономную стрельбу с оптическим прицеливанием.

Только в сентябре 1955 года была полностью завершена программа артиллерийских испытательных стрельб с радиолокационным управлением огнем - включая сюда как стандартные упражнения, так и специальные, связанные с внедрением нового оборудования. Оптические приборы для управления стрельбой были полностью установлены только в августе 1956 года; их испытания были сравнительно короткими и быстро закончились.

Линейный корабль «Jean Bart» не входил в активное ядро действующего французского флота вплоть до 1 мая 1955 года, и, возможно, что он так и не оказался бы там, если бы не ряд интересных моментов его карьеры. В 1955 году «Jean Bart» совершил два правительственных визита - в мае он совершил поход в Данию, доставив туда Президента Франции и мадам Коти (Madame Coty), а в июне совершил представительский визит в США. В октябре 1955 года «Jean Bart» отправился в поход под флагом адмирала Сири (Amiral Cider) из Бреста в Тулон с заходом по пути в Мерс-эль-Кебир, где планировалось принять на борт курсантов школы канониров и офицеров штаба.

Через год, 24 октября 1956 года линкор покинул Тулон для участия в проводившейся высадке войск в Египте. 11 ноября он вернулся в Тулон. Египетская пресса утверждала, что в ходе проведения операции линкор был потоплен, в опровержение чего в Тулоне было устроено посещение корабля международной комиссией.

В мае 1957 года «Jean Bart» совершил выход в море для проведения учебных стрельб, имея на борту курсантов школы канониров. В августе этого же года корабль был выведен в резерв и с этого времени стал использоваться как учебно-артиллерийское судно, оставаясь по-прежнему в составе средиземноморского флота. Позже морским командованием рассматривался вариант использования линейного корабля «Jean Bart» в качестве плавучего музея военно-морского флота, однако, как всегда бывает в таких случаях, решение вопроса столкнулось с проблемами финансирования. Долгое время судьба корабля оставалась нерешенной. Только 10 февраля 1970 года в специальной директиве № 5 был определен приговор кораблю. Летом 1970 года линкор «Jean Bart» ушел из Иулона, места своего постоянного базирования в Ла-Сейн, где и был разобран на металл.

Сейчас остается лишь пожалеть об этом. Это был последний героический представитель славного линейного флота, рожденного Жоржем Лейгом (Georges Leygues).

Необычная карьера линейного корабля «Jean Bart» стала уникальным случаем в истории французского Военно-Морского флота. Многие авторы публикаций, касающихся этого корабля, выражали сожаление в связи с неоднократными задержками вступления корабля в строй флота, связанными с многочисленными усовершенствованиями и модернизациями. По их мнению, этот великолепный корабль, который должен был стать символом и гордостью французского флота «оказался жертвой целого ряда непредсказуемых, а в других случаях столь необходимых случайностей и обстоятельств».

И все же, как бы то ни было, ради объективности необходимо отметить ряд важных моментов в истории создания и службы этого линейного корабля.

Во-первых, конструирование и строительство современного французского флота, проводившееся перед войной, было прервано длительным периодом немецкой оккупации. Это сильно повлияло и ограничило проектные возможности французского флота в первые годы после освобождения.

Во-вторых, в первые послевоенные годы промышленные возможности страны были сильно подорваны, также сказывалась нехватка многих стратегических материалов и высококачественного технологичного оборудования.

В-третьих, конструкторский и технический персонал всех уровней, а также рабочие кадры, на каждом этапе строительства (проектирование, создание вооружения, строительство на верфи) должны были максимально приближать к самым последним технологиям, что из-за отставания в годы войны оказалось весьма непростым делом.

Наконец, четвертое, статьи ассигнований, выделяемых на достройку линкора, постоянно, вплоть до самой готовности корабля, находились под угрозой урезания, а то и полной ликвидации.

Все это привело к тому, что линейный корабль «Jean Bart», по существу, так никогда и не был полностью завершен как полноценный боевой корабль. Поэтому судить о его боевых возможностях, и тем более сделать объективное суждение о его боевой ценности, не представляется возможным.

Оглавление

Hosted by uCoz