Оглавление

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним.

ПРОЕКТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИНКОРАМ ТИПА "Н".

Стандартное водоизмещение Более 50.000 тонн (50.816 ts)
Вооружение:  
8 406-мм орудий в четырех башнях  
16 150-мм орудий в спаренных башнях  
105-мм орудия в новых "зенитных" башнях (специальные закрытые установки)  
37-мм зенитные автоматы, включая две "специальные" зенитные  (обрыв текста, прим. ВВС)  
4 гидросамолета  
6 533-мм торпедных труб  
Скорость 30 узлов
Дальность плавания 16.000 миль на 19-узловой скорости
Защита:  
Броневая цитадель, выдерживающая попадания 406-мм снарядов с нормальных боевых дистанций  
ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ  

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих размеров и появляющегося боевого опыта проект "Н" прошел пять различных стадий.

ПРОЕКТ "Н-39".

На начальном этапе проектные работы осложнялись меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406-мм орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380- и 283-мм орудия для кораблей типов "Bismark" и "Scharnhorst". После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380-мм орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате, несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта "Н" на калибре 406 мм, который оставили и на переделанном проекте 1940 года.

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000-часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект "Н" имел большее водоизмещение чем "Bismark" и "Tirpitz", германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военно-морского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех- и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами "Scharnhorst" и "Bismark" отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетно-посадочных операций. Из-за невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель-генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе "Bismark". Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней "С". Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150-мм орудий.

По структуре и устройству артиллерии тип "Н" почти повторял тип "Bismark", а главным отличием было наличие 406-мм орудий и чисто дизельной установки вместо 380-мм орудий и паротурбинной.

Оглавление

Hosted by uCoz