Оглавление

Вариант "В" сохранял четыре башни главного калибра при увеличении бронирования и мощности энергетической установки, что вызвало значительное повышение водоизмещения. И здесь остановили выбор на смешанной 4-вальной ЭУ. Обе схемы продемонстрировали насколько возрастают размеры корабля при учете в проекте "Н" боевого опыта. Чтобы уменьшить длину цитадели, в схеме В использовались 24-цилиндровые дизели MAN типа "VZ42/58", которые были чуть мощнее и меньше дизелей "MZ65/95". С такими дизелями и паровыми турбинами для внутренних валов оказалось возможным повысить общую мощность механизмов до 240.000 метр. л.с. Больше уже не позволяло пространство.

Одной из важных особенностей обоих проектов было увеличение ширины конструктивной подводной защиты. В одном случае к имеющейся системе защиты добавлялась еще одна продольная переборка, а во втором - где использовалась наклонная наружу на 13 градусов броня пояса, как это сделали в свое время на "Graf Spee" (только толщина брони увеличивалась до 170 мм на верхнем и 250 мм на нижнем поясах - эквивалентно 200 мм и 300 мм, соответственно) - также наклонной оказывалась и первая противоторпедная переборка, являющаяся как бы продолжением поясной брони. В обоих случаях глубина подводной защиты внутрь корпуса составляла 6 метров, а между последней переборкой и жизненно важными частями корабля по всей длине цитадели оставалось пустое пространство шириной 1 метр, образуя фильтрационную камеру.

Работу над проектом "Н-40" в 1941 году забросили, поскольку Гитлер приказал достроить линкоры "Н" и "J" только после войны. В результате новой директивы фюрера конструкторы решили сконцентрироваться на усилении защиты линкоров типа "Н". понимая, однако, что это ухудшит другие характеристики.

ПРОЕКТ "Н-41".

Анализ повреждений, полученных линкором "Scharnhorst" в июле 1941 года от бомбовых попаданий, показал, что горизонтальную защиту следует значительно усилить. Но увеличение веса брони сделало невозможным сохранение полной осадки в 11,5 метров, необходимой для мелководных районов Северного моря, без уменьшения запасов топлива. А это означало уменьшение дальности плавания на 19 узлах с 20.250 до 15.250 миль. Военно-морское командование решительно возражало против такой альтернативы и разрешило увеличить осадку, надеясь, что в недалеком будущем в его распоряжении будут глубоководные якорные стоянки в Атлантике. Предложения по усилению бронирования выглядели так:
-  50-60 мм по всей площади верхней палубы;
-  120 мм по нижней палубе и 130 мм на ее скосах;
-  150 мм для верхнего пояса цитадели, который также следовало удлинить;
-  высоту надводного борта увеличить на 0,5 м, ширину - на 0,7 м, увеличить высоту барбетов.

Поскольку кили линкоров "Н" и "J" уже стояли на стапелях, возникали идеи как-то продолжить постройку. Специальная группа по новому строительству совместно со специалистами верфи "Blohm und Voss" провела исследование по переделке проекта "Н-39". Основной интерес представляли броня, вооружение и подводная защита. Водоизмещение пришлось увеличить на 5.000 тонн (2.000 тонн на дополнительное палубное бронирование, остальные - на увеличение калибра крупных орудий), что снижало скорость до все еще приемлемых 29 узлов. Улучшенный проект получил на верфи "Blohm und Voss" обозначение "S.525", которое затем сменили на "Н-41".

Полное перепроектирование проекта "Н-39" в проект "Н-41" прошло без задержки и было выполнено вполне качественно. Сделали также необходимые расчеты продольной прочности заложенных корпусов и спусковых устройств. Характеристики проекта "Н-41" представлены ниже.

ПРОЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "Н-41".

Водоизмещение  стандартное

62.989 тонн (64.000 ts)

Водоизмещение проектное

67.712 тонн (68.600 ts)

Водоизмещение с 75 % нагрузки

71.846 тонн (73.000 ts)

Водоизмещение полное

74.799 тонн (76.000 ts) 

Длина по ватерлинии при проектной нагрузке

275,00 м

Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке

39,00 м

Осадка при проектной нагрузке

11,10 м

Осадка при полной нагрузке

12,15 м

Вооружение:  
8 орудий 420 мм/48-кал. (4 2-орудийных башни)  
12 орудий 150 мм/55-кал. (6 2-орудийных башен)  

16 орудий 105 мм/65-кал. (8 спаренных - спец."зенитные" полностью закрытые установки)

 

16 орудий 37-мм/83-кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 - за щитами)

 
32 зенитных 20-мм автомата  
6 533-мм подводных торпедных, аппарата  
4 гидросамолета "Arado-196"  

Скорость

28,8 узла

Мощность на валах в нормальном режиме

150.000 метр. л.с.

при форсировании

165.000 метр. л.с.

Запас топлива

11.810 тонн (12.000 ts)

Дальность плавания

20.000 миль на 19 узлах

Защита:  
200 мм - верхний пояс  
300 мм -  главный (нижний) пояс  
120 мм - нижняя броневая палуба  
80 мм - верхняя палуба  

Оглавление