Оглавление

В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм) вместо двух на "Н-41" (200 мм). Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм, а большая толщина (по принципу "равной защиты", принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли "Bismarck" в его бою с "Hood" и "Prince of Wales" значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с "Bismarck", полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм верхней палубы и 150-мм скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных "землетрясных" бомб, которые англичане применили по "Tirpitz".

Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа "Richelieu". Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля. Устойчивый рост глубины подводной защиты на германских линкорах виден из таблицы.

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ПТЗ ПОСЛЕДНИХ ГЕРМАНСКИХ ЛИНКОРОВ.

Корабль

Ширина корпуса

Глубина ПТЗ (оба борта)

Глубина ПТЗ к ширине

Полное водоизмещение

"Scharnhorst"

30 м

9,0 м

30,3%

38.713 т

"Bismarck"

36 м

11,0 м

30,7%

49.924 т

"Н-39"

37 м

11,0 м

29,3%

63.596 т

"Н-41"

39 м

13,3 м

32,8%

76.000 т

"Н-42"

42,8 м

15,73 м

35,6%

98.000 т

"Н-43"

48 м

19,0 м

39,5%

120.000 т

"Н-44"

51,5 м

22,0 м

42,3%

141.500 т

Проект "Н-42" отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте "Н-43" глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.

На проекте "Н-44" защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм под скосами и 25 мм над ними, а внутренняя - 30 мм под нижней бронепалубой, 80 мм между ней и средней бронепалубой и 25 мм между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений "Tirpitz", которые он получил 1 апреля 1944 года. "Bismarck" и "Tirpitz" имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым по "Yamato" и "Musashi", могла бы принести желаемый результат.

Оглавление

Hosted by uCoz