Оглавление

Однако уже вскоре стало ясно, что даже если "Graf Zeppelin" будет достроен как корабль, то в качестве авианосца его использовать вряд ли удастся из-за полной неготовности основного летно-технического оборудования, сроки готовности которого не удалось определить даже примерно. Это привело к тому, что уже 30 января 1943 года все работы на "Graf Zeppelin" были остановлены по личному приказу Гитлера. Некоторые работы по уже выданным нарядам продолжались до марта 1943 года. Выведенный из дока авианосец было решено во второй половине апреля отбуксировать в Штеттин, куда он и прибыл 21 апреля и где простоял в течение двух лет. 24 апреля 1945 года корпус и механизмы корабля были разрушены взрывами, и авианосец затонул на мелководье в русле Одера. Поднятый на поверхность советскими специалистами в августе 1945 года, авианосец в результате раздела немецкого флота достался СССР и в 1946 году был зачислен в состав советского флота. 3 февраля 1947 года он был переклассифицирован в несамоходную опытовую плавучую базу "ПБ-101", передан в распоряжение ЦНИИВК и позже был использован для экспериментов и опытов, а также как мишень. В соответствии с союзническими договоренностями, а также с постановлением правительства СССР от 19 марта 1947 года об уничтожении части трофейных немецких кораблей, восстановление которых признавалось нецелесообразным, авианосец 16-17 августа 1947 года был затоплен во время экспериментов в южной Балтике.

История второго авианосца "В", как уже говорилось, закончилась еще 19 сентября 1939 года, когда в соответствии с приказом главного командования на стапеле была остановлена сборка корпуса. К тому времени были смонтированы конструкции набора и обшивка до уровня броневой палубы. Работы на стапеле в очень малом объеме продолжались еще некоторое время, и, помимо этого, фирма "Friedrich Krupp" начала изготовление главных механизмов. Однако в дальнейшем вопрос о достройке авианосца даже не поднимался. В начале 1940 последовало распоряжение разобрать корабль и освободить стапельное место. Наряд на разборку был выдан фирме "Eisen und Metall" из Эссена (Essen). Разборка авианосца "В" началась 28 февраля 1940 года и была закончена в течение четырех месяцев.

ПРОЕКТ АВИАНОСЦА "21.000 т"

На фоне проявившегося хоть какого-то интереса Верховного командования и командования Kriegsmarine к авианосцам конструкторское бюро флота весной 1942 года разработало еще один проект достаточно большого авианосца. Вряд ли его создание было вызвано официальным заданием от флота. В этот период почти вся судостроительная промышленность Германии была задействована строительством подводных лодок и малых боевых кораблей, и совершенно не приходилось рассчитывать на согласие Гитлера заказать крупный авианосец. Скорее всего он разрабатывался как уменьшенный вариант проектов "Graf Zeppelin" и "А-I" и естественно воплотил в себе все основные их достоинства и недостатки. 15 июля 1942 года проект авианосца был одобрен руководством кораблестроительного департамента морского министерства.

Отличительной особенностью этого проекта являлось резкое увеличение коэффициента L/B до 9,8 по сравнению с 8,75 на "Graf Zeppelin" и 7,65 на "А-I". Помимо этого интересно отметить более заостренную носовую часть и транцевое окончание кормы, причем сама кормовая оконечность сохраняла форму, традиционную для германских кораблей этого периода. Несомненно также некоторое усиление подводной защиты корабля при ее большей глубине и заметном подъеме броневой палубы над ватерлинией - так что бортовой шельф скосов палубы оказывался на уровне ватерлинии. Важно также отметить, что по сравнению с  "А-I" , в новом проекте конструкторы вернулись к обычному, правобортному размещению надстройки. Рангоут предусматривался одинаковым с  "А-I"  - тяжелая и толстая фок-мачта с дальномерным постом на ее вершине и легкой стеньгой, а также легкая грот-мачта, установленная ближе к корме, примерно на трети длины корпуса.

Интересно отметить конструктивное (по палубам) повышение уровня казематов 150-мм орудий. На "Graf Zeppelin" они размещались на главной палубе (в немецком флоте главная или верхняя палуба - Oberdeck) ниже палубы удлиненного полубака (палуба надстройки - Aufbaudeck). Применительно к "Graf Zeppelin" это была третья палуба выше броневой (или примерно "третья с половиной" выше ватерлинии). В проекте  "А-I"  казематы размещались также на главной палубе, под палубой корпусной надстройки, но поскольку проект предусматривал только одноярусный ангар, то главная палуба оказалась только второй от броневой (и "второй с половиной" от ватерлинии). Кроме того палуба надстройки не являлась сплошной как на "Graf Zeppelin" и имелась только в средней части корпуса. В проекте 21.000-тонного авианосца полубачная палуба надстройки (Aufbaudeck) появилась вновь, но так как броневая палуба в проекте была сильно поднята, палуба надстройки оказалась второй от броневой и третьей от ватерлинии. Таким образом во всех проектах казематы размещались примерно на одной высоте от ватерлинии, но в последнем проекте она конструктивно была поднята на один уровень.

Водоизмещение по контракту (типовое)

21.000 т

Водоизмещение конструктивное

23.000 т

Водоизмещение полное боевое.

26.000 т

Длина по КВЛ (с "атлантическим" форштевнем)

255,00 м

Ширина по КВЛ (с булями)

26,00 м

Осадка по КВЛ

8,00 м

Высота борта

18,00 м

Весовые нагрузки для полного водоизмещения:

 

Корпус с устройствами и системами

8.000 т (30,8%)

Бронирование

4.000 т (15,4%)

Главные и вспом. механизмы

 4.500 т (17,3%)

Артиллерия (включая вращ.броню), самолеты и авиатехническое оборудование

2.000 т (7,7%)

Оснастка и снабжение, экипаж, топливо и котельная вода

7.000 т (26,9%)

Резерв водоизмещения

500 т (1,9%)

Полное водоизмещение

26.000 т (100%)

Бронирование борта

 нет данных, вероятно отсутствует

Броневая палуба

45 мм (скосы вероятно 60 мм)

Полетная палуба.

20 мм

Казематы 150-мм орудий

60 мм

Противоторпедная переборка

45 мм

Энергетическая установка

3-вальная, дизельная

Мощность

1 группа 35.000 л.с. и 2 по 70.000 л.с. = 200.000 л.с.

Скорость при 40 % нагрузке

34 узла

Дальность плавания 19-узл. ходом

18.000 миль

Вооружение:

8 - 150-мм орудий SKL/55 С/28 (4x2 лафетов С/36)

12 - 105-мм зен. орудий SKL/65 С/33 (6 х 2 установок С/37)

14 - 37-мм зен. автоматов SKL/83 С/33 (7x2 лафетов)

12 - 20-мм зен. автоматов SKL/65 С/38 (3x4 лафетов L/38)

б - 533-мм подводных торпедных аппарата в носовой части

Истребители "Bf-109.G"

9 + 6 разобранных

Пикирующие бомбардировщики "Ju-87.D"

18

Катапульты (в носовой части)

2

Самолетные ангары (ширина 18,0 м)

1

По прежнему, хоть в меньшем количестве, сохранена 150-мм противокорабельная артиллерия с такой же установкой на спаренных лафетах в казематах. Шесть 105-мм спаренных зениток размещались "по старому", то есть не на полетной палубе как было принято в окончательном проекте "Graf Zeppelin", а уровнем ниже и таким образом с сильно ограниченными секторами стрельбы. Вообще, создается впечатление, что по этому вопросу немецкие конструкторы (или морское командование) так и не смогли толком определиться. Это видно из того, что в последующих, более поздних проектах (исключая, пожалуй, только проекты переоборудованных авианосцев) эти зенитки размещались как на полетной палубе, так и под ней. Заслуживает внимания довольно интересное размещение дизельных агрегатов силовой установки, которое позволило сделать более глубокой конструктивную подводную защиту. При этом обращает внимание сильное расхождение валопроводов внешних винтов.

Оглавление

Hosted by uCoz