Оглавление

ОПИСАНИЕ КОРПУСА ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТОВ "Z/34", "Z/34.A" И "Z/36".

Эсминцы этих проектов были почти одинаковы, отличаясь лишь в некоторых деталях. Конструкция корпуса во многом напоминала корпуса немецких крейсеров и тральщиков постройки 30-х годов. Набор собирался по поперечной системе. Основную продольную нагрузку несли шесть стрингеров и продольные ребра жесткости бульбовидного профиля. Шпангоуты собирались из тавровых профилей и устанавливались в зависимости от их местоположения на различном расстоянии друг от друга (шпация равнялась 1,0 - 1,5 м). На эсминцах все соединения конструкций набора и листов обшивки делались сварными.

Основные несущие нагрузку связи, изготовлялись из судостроительной стали "N.52". важнейшие характеристики которой равнялись:
-  временное сопротивление разрыву 52-64 кг/кв.мм.
-  предел текучести    34 кг/кв.мм.
-  удлинение  22-24%.

 Толщины листов наружной обшивки брались с большим запасом и составляли от 5 до 11 мм (ширстрек 11 мм). Учитывая суммарную толщину продольных переборок и наружной обшивки они могли противостоять осколкам близкорвущихся снарядов. Также можно предполагать, что толщина листов верхней палубы (до 13-17 мм) рассчитывалась с учетом защиты от пулеметного обстрела с самолетов.

По внутреннему расположению корпус делился на 15 отсеков (нумерация отсеков начиналась с кормы, причем кормовой отсек (ахтерпик) не нумеровался и по существу был шестнадцатым). Все переборки были водонепроницаемы и доходили до верхней палубы, а в носовой части -до полубака. Толщина листов переборок доходила до 5 мм внизу и до 8 мм вверху.

Двойное дно было устроено только на протяжении машинно-котельных отделений (47% длины корабля). Высота междудонного пространства в районе диаметрали корабля 1,1 м, толщина листов второго дна от 5.5 до 8 мм. Интересно отметить, что второе дно на эсминцах не было новинкой, но многие страны на это не шли. Например, англичане как до войны, так и в период боевых действий строили эсминцы без него. Между тем, скопление машинных масел и льяльных отходов в опустошенных или пустых отсеках двойного дна, а также поверх настила второго дна способствовали высокой пожароопасности эсминцев. Так. например, только из-за этого при столкновении двух эсминцев, пожар, охвативший Z.37 распространился на 5-6 прилегающих отсеков.

Большие толщины конструкций набора и листов обшивки и настила палуб, а также массивные надстройки (хотя они и выполнялись из легких сплавов) сильно увеличили удельный вес корпуса, который составил более 45% от водоизмещения (на эсминцах других стран он редко превышал 42%). Независимо от того, какие цели при этом преследовались и что было принесено в жертву, такой тяжелый корпус не мог быть ничем оправдан и именно этому обстоятельству эсминцы были обязаны многим своим неудовлетворительным качествам - в первую очередь скорости и мореходности.

Внешне корпус имел полубачную схему (длина полубака 46 м) с ровной палубой. Возвышение носовой части первоначально не предусматривалось, но опыт эксплуатации первых кораблей серии показал необходимость изменения формы форштевня, что и было сделано на всех эсминцах, причем на многих (и в том числе на всех эсминцах проекта "Z/36") еще в ходе строительства.

D станд.

D норм.

D полн.

Z.1 - Z.4

2223 ts

2619 ts

3156 ts

Z.5 - Z.8

2171 ts

2574 ts

3110 ts

Z.9 - Z.13

2270 ts

-

3190 ts

Z.14 - Z.16

2239 ts

2619 ts

3165 ts

Z.17 - Z.22

2411 ts

2806 ts

3415 ts

Корма транцевая, слегка закругленная к бортам и с типичным для немецких кораблей тоннельным образованием в подводной части

"Z/34"

"Z/34.A"

с Z.17

с Z.20

Длина по КВЛ

114,0

114,0

120,0

120,0

 после модернизации

114,4

114,4

121,0

120,6

Длина наибольшая

119,0

119,0

123,0

125,1

 после модернизации

119,3

120,0

123,4

125,1

Ширина наибольшая

11,3

11,3

11,8

11,8

Осадка по КВЛ

3,82

3,82

3,77

3,77

Осадка наибольшая

4,23

4,23

4,50

4,50

Высота борта

6,40

6,40

6,60

6,60

Все надстройки изготовлялись из легких сплавов. На носовой располагался ходовой мостик, небронированная закрытая ходовая рубка, рядом с ней штурманская рубка и походная каюта командира.

Корабль имел две трубы и две мачты. На эсминцах проекта "Z/36" грот-мачта располагалась дальше в корму, чем на предыдущих, но в ходе модернизации на некоторых эсминцах ее место изменили. В 1940 году на всех кораблях этих проектов фок-мачты были переделаны в треногие с установкой к ним двух подпор с кормы. Все последующие эсминцы строились также с треногой мачтой.

В средней части вдоль диаметральной плоскости был устроен возвышенный кожух котельных отделений, соединяющий полубак, среднюю и кормовую надстройки. На нем были установлены торпедные аппараты.

Оглавление

Hosted by uCoz