Эсминцы этих проектов были почти одинаковы, отличаясь лишь в некоторых деталях. Конструкция корпуса во многом напоминала корпуса немецких крейсеров и тральщиков постройки 30-х годов. Набор собирался по поперечной системе. Основную продольную нагрузку несли шесть стрингеров и продольные ребра жесткости бульбовидного профиля. Шпангоуты собирались из тавровых профилей и устанавливались в зависимости от их местоположения на различном расстоянии друг от друга (шпация равнялась 1,0 - 1,5 м). На эсминцах все соединения конструкций набора и листов обшивки делались сварными.
Основные несущие нагрузку связи, изготовлялись из судостроительной стали "N.52". важнейшие характеристики которой равнялись:
- временное сопротивление разрыву 52-64 кг/кв.мм.
- предел текучести 34 кг/кв.мм.
- удлинение 22-24%.
Толщины листов наружной обшивки брались с большим запасом и составляли от 5 до 11 мм (ширстрек 11 мм). Учитывая суммарную толщину продольных переборок и наружной обшивки они могли противостоять осколкам близкорвущихся снарядов. Также можно предполагать, что толщина листов верхней палубы (до 13-17 мм) рассчитывалась с учетом защиты от пулеметного обстрела с самолетов.
По внутреннему расположению корпус делился на 15 отсеков (нумерация отсеков начиналась с кормы, причем кормовой отсек (ахтерпик) не нумеровался и по существу был шестнадцатым). Все переборки были водонепроницаемы и доходили до верхней палубы, а в носовой части -до полубака. Толщина листов переборок доходила до 5 мм внизу и до 8 мм вверху.
Двойное дно было устроено только на протяжении машинно-котельных отделений (47% длины корабля). Высота междудонного пространства в районе диаметрали корабля 1,1 м, толщина листов второго дна от 5.5 до 8 мм. Интересно отметить, что второе дно на эсминцах не было новинкой, но многие страны на это не шли. Например, англичане как до войны, так и в период боевых действий строили эсминцы без него. Между тем, скопление машинных масел и льяльных отходов в опустошенных или пустых отсеках двойного дна, а также поверх настила второго дна способствовали высокой пожароопасности эсминцев. Так. например, только из-за этого при столкновении двух эсминцев, пожар, охвативший Z.37 распространился на 5-6 прилегающих отсеков.
Большие толщины конструкций набора и листов обшивки и настила палуб, а также массивные надстройки (хотя они и выполнялись из легких сплавов) сильно увеличили удельный вес корпуса, который составил более 45% от водоизмещения (на эсминцах других стран он редко превышал 42%). Независимо от того, какие цели при этом преследовались и что было принесено в жертву, такой тяжелый корпус не мог быть ничем оправдан и именно этому обстоятельству эсминцы были обязаны многим своим неудовлетворительным качествам - в первую очередь скорости и мореходности.
Внешне корпус имел полубачную схему (длина полубака 46 м) с ровной палубой. Возвышение носовой части первоначально не предусматривалось, но опыт эксплуатации первых кораблей серии показал необходимость изменения формы форштевня, что и было сделано на всех эсминцах, причем на многих (и в том числе на всех эсминцах проекта "Z/36") еще в ходе строительства.
D станд. |
D норм. |
D полн. |
|
Z.1 - Z.4 |
2223 ts |
2619 ts |
3156 ts |
Z.5 - Z.8 |
2171 ts |
2574 ts |
3110 ts |
Z.9 - Z.13 |
2270 ts |
- |
3190 ts |
Z.14 - Z.16 |
2239 ts |
2619 ts |
3165 ts |
Z.17 - Z.22 |
2411 ts |
2806 ts |
3415 ts |
Корма транцевая, слегка закругленная к бортам и с типичным для немецких кораблей тоннельным образованием в подводной части
"Z/34" |
"Z/34.A" |
с Z.17 |
с Z.20 |
|
Длина по КВЛ |
114,0 |
114,0 |
120,0 |
120,0 |
после модернизации |
114,4 |
114,4 |
121,0 |
120,6 |
Длина наибольшая |
119,0 |
119,0 |
123,0 |
125,1 |
после модернизации |
119,3 |
120,0 |
123,4 |
125,1 |
Ширина наибольшая |
11,3 |
11,3 |
11,8 |
11,8 |
Осадка по КВЛ |
3,82 |
3,82 |
3,77 |
3,77 |
Осадка наибольшая |
4,23 |
4,23 |
4,50 |
4,50 |
Высота борта |
6,40 |
6,40 |
6,60 |
6,60 |
Все надстройки изготовлялись из легких сплавов. На носовой располагался ходовой мостик, небронированная закрытая ходовая рубка, рядом с ней штурманская рубка и походная каюта командира.
Корабль имел две трубы и две мачты. На эсминцах проекта "Z/36" грот-мачта располагалась дальше в корму, чем на предыдущих, но в ходе модернизации на некоторых эсминцах ее место изменили. В 1940 году на всех кораблях этих проектов фок-мачты были переделаны в треногие с установкой к ним двух подпор с кормы. Все последующие эсминцы строились также с треногой мачтой.
В средней части вдоль диаметральной плоскости был устроен возвышенный кожух котельных отделений, соединяющий полубак, среднюю и кормовую надстройки. На нем были установлены торпедные аппараты.