Оглавление

ПРОЕКТ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА "Z/43"

Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе "Z/42". Эсминцы этого проекта должны были строиться после завершения работ по созданию 128-мм башенной артиллерийской системы. Проект сохранил в себе все особенности базового проекта "Z/42.C", включая дизельную энергетическую установку.

Были разработаны три варианта, обозначенные "Z.43", "Z/43.A" и "Z/43.A (Mob)". Основные различия касались артиллерии.

Водоизмещение стандартное   :
"Z/43" 2900 ts
"Z/43.А" 2950 ts
"Z/43.A (Mob)"  3020 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ)   :
"Z/43"  124,0 м
"Z/43.A"  128,0 м
"Z/43.A (Mob)"  128,0 м
Ширина наибольшая по КВЛ   :
"Z/43"  12,5 м
"Z/43.A"  12,6 м
"Z/43.A (Mob)"  13,0 м
Дизельная энергетическая установка  8 дизелей "MAN" и передачи   "Vulkan"
 на "Z/43"   2 винта
 на "Z/43.A" и "Z/43.A (Mob)"    3  винта
Мощность механизмов по проекту     75.000 ВЛС
Скорость по проекту при 40 % топлива:    
"Z/43" 37,75 уз.
"Z743.A" 38,0 уз.
"Z/43.A (Mob)" 37,25 уз.
Дальность плаванья скорости 19 узлов:    
"Z/43" и "Z/43.A" 5500 миль
"Z/43.A (Mob)"  5000-6000 миль
ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ    
"Z/43" и "Z/43.A (Mob)"   3   2-орудийных 128-мм  установки   2 5-трубных 533-мм  торпедных аппарата  
"Z/43   4   1-орудийных 128-мм установок   2 4-трубных 533-мм торпедных аппарата

О проектах известно немного. Отличительной чертой этих проектов было упрощение обводов корпуса для ускорения и удешевления постройки. Есть сведения, что в окончательном варианте предполагалась одновальная энергетическая установка. Важным новшеством было применение 5-трубных торпедных аппаратов.

Известно также существование проекта "Z/44", но, как предполагается, он был модификацией проекта "Z/42.С", хотя последний упоминается даже в документах, датированных мартом 1944 года.

Еще один неосуществленный проект появился в самом конце войны, он получил наименование "Z/45". Конструкторы вновь вернулись к паротурбинной установке - предполагалось, что она будет состоять из двух турбозубчатых агрегатов "Wagner" и шести котлов "Wagner". Мощность установки 80.000 SHP обеспечивала расчетную скорость 40 узлов. Размеры и обводы корпуса мало отличались от ранних проектов с паротурбинной установкой, однако вооружение было явно сильнее. Четыре спаренных башенных установки с 128-мм новейшими скорострельными орудиями обеспечили бы достаточно большую плотность огня. Зенитное вооружение включало четыре 55-мм орудия и двенадцать 30-мм автоматов. Дополняли вооружение два четырехтрубных торпедных аппарата и 100 мин, принимаемых в перегруз. Впервые в немецком флоте штатное вооружение включало пусковые установки зенитных неуправляемых ракет.

Этот проект закончил историю эскадренных миноносцев фашистской Германии. Хотя фактически уже в 1942 году полностью исчезли шансы реализовать какие-либо новые проекты, в стенах Управления кораблестроения работы над ними продолжались вплоть до самой капитуляции.

В конце 1943 года капитан 1-го ранга Хеймберг (Kapitan zur See (Ing) Heimberg) прочел лекцию "Мысли о постройке Флота Открытого моря после окончания войны", в которой показал будущее развитие немецких эсминцев. По его мнению корабли этого класса сохранят свои многоцелевые задачи - действовать против подводных лодок, легких надводных кораблей и авиации, использоваться как корабль-разведчик при эскадре, создавать завесы охранения соединений от подводных, надводных и воздушных сил противника, включая низколетящие самолеты-торпедоносцы. Из чего следовало, что размеры будущих эсминцев, по меньшей мере, будут равны существующим. Вооружение будет состоять, как минимум, из шести орудий универсального огня, но без торпедных аппаратов. Максимальная скорость будет вполне достаточна 36 узлов, а продолжительная полная скорость 34 узла - то есть меньше, чем у существующих и проектируемых эсминцев. Все эти типы эсминцев остались только в мечтах, а реально германскому флоту пришлось вести боевые действия в наиболее напряженные периоды войны, имея, главным образом, предвоенные эсминцы и эсминцы проекта "Z/36.A".

Оглавление