ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ - ДОДРЕДНОУТЫ ТИПА "DEUTSCHLAND".
Проект разработан проектным бюро Имперского морского ведомства в 1901-1902 годах. В 1902-03 годах проект в незначительной степени изменен, но головного корабля это не коснулось. Эти линкоры стали второй серией кардинально новых кораблей кайзеровского флота, начатой с линкоров типа "Braunschweig". Сохранив вооружение и скорость, конструкторы усилили бронирование. Как и прежде, принятый в иностранных флотах промежуточный калибр не встретил понимания в германском ВМФ из-за трудности управления огнем, - ограничились лишь усилением калибра до 170 мм. Финансирование строительства всех пяти кораблей началось по программе 1904 года.
"Deutschland" |
"Friedrich Krupp Germania Werft" (Киль) |
20.7.1903 | ("N") | 20.11.1904 | 3.08.1906 |
"Pommern" |
"A.G. Vulkan" (Штеттин) |
22.3.1904 | ("O") | 2.12.1905 | 6.08.1907 |
"Hannover" |
"Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен) |
11.1904 | ("P") | 29.09.1905 | 1.10.1907 |
"Schleswig-Holstein" |
"Friedrich Krupp Germania Werft" (Киль) |
8.1905 | ("Q") | 17.12.1906 | 6.07.1908 |
"Schlesien" |
"Friedrich Schichau Gmb.H" (Данциг) |
1905 | ("R") | 28.05.1906 | 5.05.1908 |
D | 13191 (нор), 14218 (пол) |
Д | 8048 BRT, 4145 NRT |
L | 121,5 (ПП), 125,9 (КВЛ), 127,6 (нб) |
В | 22,-2 (нб, KBЛ, 46-49 шп.) |
T | 7,62 (KMЛ), 6,21 (нос), 8,25 (кор) |
H | 13,04 (мидель, 46-49 шп.) |
Броня Круппа (на тиковой подкладке), хромоникелевая | |
Пояс по ВЛ (от кормы в нос) | 0-100-240/170 ("Deutschland" 225/150)-100 |
Цитадель | 170 (на "Deutschland" 160) |
Главная броневая палуба (2-слойная) | 40, скаты 97-67-97 скошенная ВП в оконечностях 75 |
Артиллерия | Барб. ГК 280-250, Бш. ГК 050/280-250. Нижняя батарея (каземат) 170 (амбразуры в казематах 70, броневые ширмы 30). Верхний каземат 22/170 (с боков 140) |
Рубки | носовая 80/300, кормовая 30/140 |
Подводная защита | пробковые коффердамы побортно, угольные бункеры. Противоторпедной переборки нет |
Вооружение | 4 280-мм/40-кал. в двух башнях, 14 170-мм/40-кал. в казематах, 20 88-мм/35-кал. орудий, 4 37-мм револьверные скорострельные пушки, 4 8-мм пулемета, 2 60-мм/21 кал. десантных пушки, 6 450-мм подводных торпедных аппарата |
Экипаж | 35 + 708 человек. Флагманы соединений - еще 13 + 66 человек |
Механизмы | 3 вертикальные 3-цилиндровые паровые машины тройного расширения. 3 винта различного диаметра. |
Котлы | 2 двойных и 2 одинарных цилиндрических и 8 водотрубных "Marine-Schultz". На "Deutschland" - 8 цилиндрических и 8 водотрубных "Marine-Schultz" |
Мощность | по проекту 17000 IHP (на "Deutschland" - 16000 IHP) = 18 узлов при 115 оборотах в минуту. 4 турбогенератора общей мощностью 260 кВт |
Скорость на испытаниях | от 18,6 до 19,5 уз. при мощности от 17 до 20,5 тыс. IHP |
Запас топлива | 850/1750 тонн угля |
Дальность плавания | 2500 миль полным ходом, 3500 (17 уз.) и 4800 (10 уз.) миль |
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ
"Deutschland" - в 1910-13 годах флагман флота. Участник Ютландского сражения. С октября 1917-го блокшив (плавказарма) в Вильгельмсхафене. 25 января 1920 года он исключен и в 1920-22 годах разобран там же. Носовое украшение хранится в школе подводного плавания в Эккернферде.
"Hannover" - с 1917 года вахтенное судно в каналах. В 1920-21 годах модернизирован и перевооружен. В 1921-31 годах служил е составе "Reichsmarine". В 1930-м капитально отремонтирован, а в 1935-м выведен из состава флота и использовался для проведения опытов с донными минами и как цель. Позже перестроен для опытов бомбометания. Сразу после войны началась его разборка в Бременхафене (закончена в октябре 1946 года). Колокол корабля хранится в музее армии в Дрездене.