Прикрытие осуществляли корабли "Флота Открытого моря":
- Большие крейсеры (линейные) "Seydlitz" (флаг командующего разведывательными силами вице-адмирала Хиппера (Hipper), "Moltke" и "Vonn der Tann";
- Линкоры "Ostfriesland" (флаг исполняющего обязанности командующего 1-й линейной эскадрой контр-адмирала Гедеке),
"Oldenburg", "Thuringen" и "Helgoland";
- Линкоры "Rheinland" (флаг исполняющего обязанности 2-го флагмана 1-й эскадры капитана цур зее Энгеля (Engel), "Westfalen", "Braunschweig",
"Elsass", броненосный крейсер "Roon" (флаг командующего разведывательных сил в восточной Балтике (F.d.A.d.O.) контр-адмирала Хопмана (Hopman),
крейсеры "Regensburg", "Stralsund", "Lubeck", "Kolberg" (флаг 2-го флагмана миноносных сил капитана цур зее фон Ресторфа (von Restorff);
- 1-я, 3-я и 5-я флотилии миноносцев (всего 32 единицы).
Помимо этого, в Либаве в готовности находились:
- Линкоры "Wittelsbach", "Wettin", "Schwaben" (флаг 2-го адмирала 4-й эскадры контр-адмирала Альбертса (Alberts),
"Mecklenburg", "Worth", "Brandenburg" и 4 миноносца;
- Авиатранспорты "Answald" и "Santa Elena";
- Госпитальное судно "Schleswig".
Прорыв начался 16 августа 1915 года. Уже в первой половине дня погиб на мине тральщик "Т-46" (17 погибших). Во второй половине дня произошел бой с русским додредноутом "Слава", который поддерживали канонерская лодка "Храбрый" и миноносцы. Они находились за минным заграждением и препятствовали работе тральщиков.
Ночью миноносцы "V-99" и "V-100", идя вплотную к берегу, предприняли ночную атаку на "Славу", но в рассветные часы натолкнулись на русский эсминец "Новик" (в большинстве немецких источников обычно приводится фраза, примерная по содержанию: "превосходящие силы русских эсминцев, включая "Новик"). В бою "V-99" получил тяжелые повреждения, на отходе подорвался на мине (погибли 21 человек) и выбросился на отмель. Экипаж оставил миноносец.
Рано утром 17 августа тральщики возобновили работу. Их прикрывали "Pozen" и "Nassau", которые вскоре вступили в перестрелку с русским линкором "Слава" и добились в него трех попаданий. После этого "Слава" вышел из боя и тральщики смогли сделать проход в минных заграждениях, через который утром 19 августа немецкие корабли прошли в Рижский залив. Во главе соединения шли 2-й и 1-й дивизионы тральщиков, за ними "Bremen" и "Pillau", затем в кильватерной колонне "Pozen", "Nassau" и "Augsburg", в охранении "V-100". Следом прошел "Deutschland", прикрываемый 8-й флотилией миноносцев и крейсером "Graudenz".
Вице-адмирал Шмидт с двумя дредноутами сперва попытался прорваться в Моонзунд, но вскоре оставил это и направился на юг к Dunemunde. Здесь линкоры вместе с "Augsburg" оказались втянутыми в перестрелку с русскими канонерскими лодками "Сивуч" и "Кореец". Первая из них была потоплена линкорами, а "Кореец" повреждена и уклонилась из-под огня. Тем не менее 20 августа экипажу пришлось взорвать ее из-за невозможности прорыва. В этот же день, 19 августа, на мине погиб немецкий миноносец "S-31" (11 человек погибли).
20 августа "Graudenz", "Augsburg" и несколько миноносцев блокировали Pernau и обстреляли береговые батареи. Ответным огнем был легко поврежден "V-183". Вечером 20 августа немецкие корабли покинули Рижский залив, а 21 августа вице-адмирал Шмидт спустил свой флаг на "Pozen" и разослал корабли по базам.
Материальные потери в операции были примерно одинаковы. Однако важным стратегическим результатом операции для Германии стал факт, что англичане не поддержали своих русских союзников атакой в Северном море и у Каттегата в тот момент, когда значительная часть "Флота открытого моря" была отвлечена на Балтику. В итоге русским пришлось меньше надеяться на своих союзников и слегка умерить свои интересы в этом море. Кроме того, для русских стала реальностью возможность высадки крупного десанта за линией фронта с целью наступления на Петроград, поэтому они сняли с фронта свой гвардейский корпус и перевели его в Эстонию.
После возвращения в конце августа а Северное море линкоры 1-й эскадры продолжали действовать в составе Флота Открытого моря. Первый выход в море после операции на Балтике они совершили 11-12 сентября 1915 года. Боевые походы продолжались до середины 1916 года, с 12 февраля до 19 апреля 1916 года находился в длительном текущем ремонте, поэтому пропустил выход дивизии 4 марта 1916 года, когда "Pozen" (флаг командующего 2-й дивизии линкоров), "Nassau", "Westfalen" вместе с линейным крейсером "Von der Tann" в районе банки Амрум встречали возвращающийся из рейдерства вспомогательный крейсер "Mowe". Первый поход после ремонта "Rheinland" совершил в составе эскадры только 21-22 апреля 1916 года.
СРАЖЕНИЕ ПРИ СКАГЕРРАКЕ. Следующей крупной операцией, в которой линкоры приняли деятельное участие было морское сражение у Скагеррака (так немцы называют Ютландское сражение). В этом выходе 2-я дивизия в полном составе следовала в общей линии "Флота открытого моря". Боевые действия дивизии описаны достаточно подробно в специальных исследованиях. Следует отметить только отдельные факты, касающиеся непосредственно конкретных кораблей.
Торопясь вступить в бой немецкий Флот Открытого моря шел поэскадренно растянутой кильватерной колонной. В голове колонны находилась 3-я эскадра в составе восьми линкоров типов "König" и "Kaiser". За ними шла 1-я эскадра во главе с "Ostfriesland" (вице-адмирал Шмидт) в составе четырех линкоров типа "Ostfriesland" и четырех линкоров типа "Nassau" во главе с "Posen" (контр-адмирал Энгельгард). Последней шла 2-я эскадра в составе шести броненосцев типа "Deutschland".
Во время третьего боевого поворота "Все вдруг" на отходе Флота Открытого моря, "Westfalen" оказался головным кораблем линии, в результате чего линкор подвергся большой опасности быть атакованным британскими миноносцами. Во время ночного перехода линкор успешно отразил несколько атак. При этом корабль имел только одно попадание снарядом среднего калибра (двое убитых).