Оглавление

Система заряжения башен, так и на "Nassau", предусматривала защищенные броней элеваторы, которые подавали боеприпасы из погребов за противоминной переборкой к перегрузочному устройству, расположенному в специальном подбашенном помещении. В перегрузочной камере боеприпасы выгружались из элеватора и только затем подавались к заряжающим устройствам. Но в отличие от "Nassau" на новых линкорах перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение. На них перегрузочная камера и нижний элеватор подвешивались к погону башки, вращаясь вместе с ней. При этом достигалась даже большая скорость стрельбы (3 выстрела в минуту на ствол), чем при транзитном элеваторе, когда каждый раз производились две перегрузки на пути из порохового погреба до орудия. Подобная система была применена еще при устройстве концевых башен на линкорах предыдущего типа "Posen" и "Rheinland". Теперь же его применили как в концевых, так и в бортовых башнях. Этому преимуществу сопутствовала тогда еще неизвестная опасность, которая происходила при попадании снаряда в скопление зарядных картузов в перегрузочной камере. На линейном крейсере "Seydlitz" в бою у Доггер-банки 24 января 1915 года это привело к выходу из строя башни и тяжелым людским потерям. Преимущества подобной системы подачи боезапаса оказались столь очевидны, что от перегрузочных камер немцы отказались только в 380-мм орудийных башнях линкоров типа "Bayern", но причиной этого не являлись недостатки самой системы, а трудности, связанные с манипуляциями со снарядами и зарядами такого большого веса. На "Bayern" вновь были установлены транзитные элеваторы, и немцам пришлось удовлетвориться меньшей скорострельностью орудий.

48-тонные 305-мм орудия SKL/50 образца 1908 года производства оружейных заводов Крупна на линкорах типа "Ostfriesland" размещались в шести башнях типа "Drh.L.C/08" на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения стволов1. Орудия стреляли 450-кг бронебойными снарядами с начальной скоростью 762 м/сек. Эффективность и мощность этих орудий по мнению немцев не уступали английским 305-мм и даже 343-мм орудиям. Если судить по имеющимся в настоящее время сведениям с этим вполне можно согласиться.2

Каждая орудийная башня весила 600 тонн (331,3 тонн орудия, лафеты и боезапас и 268,7 тонн броневая защита). Лафеты башен обеспечивали снижение стволов до -8 градусов и возвышение до 13,5 градусов. Это позволяло стрелять на дальности 16,2 км.3 Позже углы снижения и возвышения стволов были изменены соответственно на -5,5 и 18 градусов, что увеличило дальнобойность до 20,4 км. Каждая башня имела собственные дальномерные устройства.

Оси вращения концевых башен были расположены на шпангоутах 26 и 97,5, а боковых на шпангоутах 47,5 и 77,5 на расстоянии 7,95 метра от диаметральной плоскости корабля. Барбеты башен имели внешний диаметр 8,5 метров, и, таким образом, между барбетами боковых башен и бортами кораблями получался промежуток чуть меньше двух метров.

Система перезаряжания и подачи боезапаса обеспечивала скорострельность стрельбы с интервалом 24 секунды, Для каждой башни имелось по одному отдельному снарядному погребу (Granatkammer) под главной броневой палубой. Каждой из трех кормовых башен отводились по два зарядных погреба (Pulverkammer), для трех носовых башен в общей сложности семь пороховых погребов. Размещение погребов не отличалось от принятого на "Nassau". Для концевых башен снарядные погреба размещались непосредственно под башнями, а ниже пороховые погреба. У бортовых башен, наоборот, снарядные погреба размещались под зарядными. Для каждого орудия боезапас подавался собственными подъемниками, то есть для каждой башни имелось по два снарядных и два зарядных нижних подъемника (для транспортировки от погребов к перегрузочной камере) и такое же количество верхних подъемников (от перегрузочной камеры к заряжающему устройству).

Боекомплект каждого корабля включал 1020 бронебойных снарядов Psgr L/3,4 (Panzersprenggranaten) - по 190 снарядов на концевые башни и по 160 на боковые - а также 1020 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд включал основной пояузоряд (Hauptkartus) в металлической гильзе и добавочный полузаряд (Borkartus) в двойной шелковой оболочке и металлическом пенале, из которого полузаряд вынимался перед заряжанием. В зарядах применялся артиллерийский порох RPC/06 (Rohrenpulver). Кранцы первых выстрелов для каждого орудия предусматривали по четыре снаряда и комплектов зарядов.

СЕКТОРА ОБСТРЕЛА ОРУДИЙ*

Позиция башен

Высота осей орудии

Борт

Сектор стрельбы в градусах по картушке)

Носовая башня А

8,00 м

ПБ-ЛБ

290

215 -0 - 145

Носовая башня В

7,85 м

ПБ

165

0-165

Кормовая башня С

7,85 м

ПБ

165

15 - 180

Кормовая башня D

7,63 м

ПБ-ЛБ

300

30 - 180 - 330

Кормовая башня Е

7,85 м

ЛБ

165

180 - 345

Носовая башня F

7,85 м

ЛБ

165

195 - 360

* - Приведены данные для дредноута "Helgoland". У остальных линкоров отличия минимальные, например, у "Ostfriesland"  высота осей орудий боковых башен равнялась 7,78 м, а сектор стрельбы башни Е равнялся 180-346 градусов, и т.д.

ПРОТИВОМИННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

В статье о линкорах типа "Nassau" говорилось, что в отличие от британского и американского флотов немецкий флот на своих первых дредноутах не отказался от полноценной артиллерии среднего калибра, оставив в этом качестве 152-мм орудия в бортовых казематах. Правильность этого решения подтвердили последующие события, когда еще до начала войны всем флотам, помыкавшись с малокалиберной противоминной артиллерией, все-таки пришлось вернуться к 6-дюймовым орудиям. Однако, проявив достойную похвалы дальновидность в отношении 150-мм артиллерии, немецкие моряки сохранили на кораблях 88-мм орудия - также в целях борьбы с эсминцами. Двойной калибр противоминной артиллерии имел множества недостатков, основными из которых являлись затруднения в управления стрельбой и, как таковая, сама ненужность меньшего калибра при наличии более крупной артиллерии - из-за малой эффективности 88-мм орудий.

Число 152-мм казематных орудий на дредноутах типа "Ostfriesland" по сравнению с "Nassau" было увеличено с 12 до 14. Все они традиционно для немецкого флота размещались побортно на батарейной палубе в средней части корабля, в пределах концевых орудийных башен. Такое рассредоточение их с большими промежутками позволило достаточно удачно распределить сектора их обстрела, а также более безопасно разместить их артиллерийские погреба.

На линкорах устанавливались 5,7-тонные скорострельные 152-мм орудия модели "15-cm. SKL/45" - такие же как и на "Nassau". Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа "MPL C/06"4. Лафет обеспечивал углы возвышения орудий от -9 до 20 градусов. На курсовых углах, близких к диаметрали, в отличие от "Nassau", угол возвышения оставался таким же, только снижение ствола орудия уменьшалось до -7 градусов. При наибольшем возвышении дальнобойность орудия составляла 13,5 км, а с 1915 года, после принятия нового снаряда - 16,8 км. Скорость стрельбы реально достигала 7 выстрелов в минуту, хотя имеются сведения и о 10 выстрелах. Общий вес 150-мм установок со всем оборудованием и боезапасом составил около 900 тонн.

Боекомплект 150-мм.артиллерии составлял 2100 выстрелов. Для каждого орудия предусматривались по 50 осколочно-фугасных снарядов (Sprenggranaten) Spgr L/3,4 (BdZ) и по 100 осколочно-фугасных снарядов Spgr L/3,5 (K.Z.). По другим данным вместо снарядов Spgr L/3,4 линкоры брали на борт для каждого орудия по 50 бронебойных снарядов Psgr L/3,2 (Panzersprenggranaten). Вес снарядов был одинаков - по 45 кг; зарядов 22,6 кг, включая 13,25 кг пороха марки RPC/06 (Rohrpulver). Помимо этого для каждого орудия имелось по четыре практических снаряда (для учебных целей) L/3,3 (KZ).


1  - SKL - Schneilfeuer Kanone (скорострельное орудие); L/50 - длина ствола в калибрах. Drh.LC, - Drehscheiben Lafette (вращающийся лафет); С/03 - год принятия на вооружение.

2  - По официальным немецким сведениям (1916 года) пробивная способность орудий у дульного среза составляла 991 мм для стальной плиты (при этом указывался вес снаряди 385,6 кг, вес заряда 140,6 кг, а начальная скорость 890 м/сек(?)). Указанные нами сведения приведены в соответствии со спецификацией линкора "Helgoland" ("Schiffskunde S.M.S. Helgoland" Nr.91, Berlin, 1914)

3  - по спецификации кораблей 162 гтм максимальная. Другие, более поздние источники, указывают дальность стрельбы до 180 гтм. (каждый гтм - гектометр - равен 100 метрам).

4 - MPL - Mittel Piwot Lafette (дословно лафет на среднем штыре - то есть лафет с вращением орудия на центральной вертикальной оси).

Оглавление

Hosted by uCoz