Наряду с классическим разделением корпуса поперечными переборками, косвенная система защиты включала установку продольной переборки в диаметральной плоскости в энергетических отсеках. Было выявлено, что без продольной диаметральной переборки попадание в каждое машинное отделение (которые вместе составляют более 30 метров длины) или даже в единичном случае при повреждении борта вблизи поперечной переборки, разделяющей машинные отсеки, вызовет их затопление и потерю хода. При этом, что естественно, увеличится количество принятой воды, а это в свою очередь вызовет большую осадку и потерю плавучести, не говоря уже о полученных разрушениях конструкций корпуса.
Установка переборки в диаметральной плоскости ограничила бы общий объем затоплений - одно или два машинных отделения с одного борта. Естественно, что при этом в рабочем состоянии сохранялась часть энергетической установки - незатопленными оставались 50 или 75% площади. Вдобавок, переборка увеличивала продольную прочность и жесткость корпуса. Но, с другой стороны, такая переборка имеет серьезный недостаток - при повреждениях с одного борта происходит прогрессирующее затопление, а значит быстрый и опасный крен с риском опрокидывания, С причем меры контрзатопления могут оказаться неэффективными или запоздалыми. Гибель многих линейных кораблей и броненосных крейсеров в Первую мировую и другие войны, включая гибель японского броненосца "Yashima" в русско-японскую войну была вызвана именно этой причиной (см. прим. 30).
Хотя капитан 2-го ранга Хирага возражал против установки диаметральной переборки, командование флота посчитало, что недостатки этой переборки могут быть устранены принятием эффективных мер по контрзатоплению - таких как перекачка воды между отсеками противоположных бортов, а также применение устройств, обеспечивающих быстрое затопление бортовых отсеков. В результате, по проекту "Furutakа", диаметральная переборка все-таки была установлена в машинных отсеках; первоначально переборку провели через машинное и оба кормовых котельных отсека, образовав в сумме шесть отделений:
№1 - два котла (без переборки);
№2 - четыре котла (без переборки);
№3 - два котла по левому борту;
№4 - два котла по правому борту;
№5 - один котел по левому борту;
№6 - один котел с правого борта.
Однако в ходе постройки переборку провели через котельное отделение №2, образовав 7-е отделение (см.часть 2, п.6.2.).
Установка диаметральной переборки в машинных отсеках была распространена и на последующие проекты крейсеров класса "А", а также на более поздние проекты, как крейсеров и авианосцев, так и крупных минных заградителей и даже (касательно машинных отделений) эскадренных миноносцев, например "Special type" (тип "Fubuki").
При завершении постройки вооружение кораблей состояло из шести 200-мм орудий в одноорудийных полубашнях, четырех 80-мм зенитных орудий в одноорудийных установках, двух 7,7-мм пулеметов "Lewis" и двенадцати 610-мм торпедных аппаратов в шести спаренных поворотных установках.
Характеристики орудия
Орудие было разработано инженером С. Хада (Engineer C. Hada). Работы велись конструкторским бюро в Куре (Kure Kaigun Kosho) с 1916 года. Испытано орудие было в 1921 году и принято на вооружение в 1924 году как "20-см орудие в 50 калибров" (50-cal. 3 Nendo Shiki 20-cm. Gun"). С 1931 года известно как "20-см орудие в 50 калибров марки 1" (50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm. Gun").
Корабли с 200-мм орудиями "50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm.Gun" (см. прим. 31):
"Furutaka" - "Kako" - одноорудийные установки типа "A";
"Aoba" - "Kinugasa" - спаренные установки типа "C";
типа "Муоко" - спаренные установки типа "D";
авианосцы "Када" и "Akagi" - одинарные установки "A.1" и спаренные "B".
Характеристики орудия "3 NENDO SHIKI 1 GO 20-cm" |
|
Калибр ствола |
200 мм (7,9") |
Конструкция |
полуобмоточная (Mk.l) |
Казенная часть |
качающаяся винтовая |
Длина (наибольшая) |
10,0 м (= 50 калибров) |
Число нарезов |
48 |
Вес (с казенной частью) |
17,90 тонн |
Скорость снаряда у дульного среза |
870 м/сек |
Давление в канале ствола (максимальное) |
30 кг/кв.мм |
Живучесть ствола |
около 300 выстрелов |
Скорострельность по проекту |
5 выстрелов в минуту |
Вес снаряда |
110,00 кг |
Вес заряда в шелковом картузе (Common - общий) |
32,63 кг |
Наибольшая дальность стрельбы / угол возвышения |
|
одинарные установки типа "A" | 20 км при 25 град. |
спаренные установка типа "В" |
28 км при 45 град. |
спаренные установки типов "С" и "D" |
26,7 км при 40 град. |
Максимальный угол снижения |
-5 град. |
Характеристики орудийных установок и башен.
Одноорудийные установки модели "A" ("A-Model" -"A" Gata) располагались в так называемых полубашнях (semi-turrets - Jun-hoko) достаточно простой конструкции, полностью аналогичной 140-мм спаренным установкам крейсера "Yubari". Каждая полубашня весила 57,5 тонн и имела защиту из тонких листов высокопрочной стали "НТ":
25-мм листы - для скругленных лобовых частей;
19-мм листы - крыша;
6,4-мм листы - задняя стенка.
Использование шести одноорудийных полубашен общим весом 345 тонн вместо находившихся в разработке спаренных башен весом по 150 тонн (общий вес трех башен 450 тонн) позволило сэкономить около 100 тонн. Кроме того, их пирамидальное расположение в носу и в корме позволило разместить все установки в диаметральной плоскости, а значит сохранялся и 6-орудийный бортовой залп. Благоприятным было и распределение секторов действия орудийных газов при стрельбе.
Внутренний диаметр кольца роликовых опор - 3,2 метра. Разворот установки осуществлялся электромотором мощностью 14 л.с. Другой электромотор мощностью 8 л.с. использовался для подъема и снижения орудия. Орудийный станок весом 8,2 тонны оборудовали откатниками с масляной гидравликой, а возврат ствола после отката осуществлялся пневмоприводом (см. прим. 32). Загрузка и подъем снаряда с двумя зарядами в пеналах производились вручную (система свободного заряжения), при этом орудие приводилось в положение угла заряжения (возвышение ствола от 5 до 9 градусов).