Оглавление

3.3. РАЗДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ.

Наряду с классическим разделением корпуса поперечными переборками, косвенная система защиты включала установку продольной переборки в диаметральной плоскости в энергетических отсеках. Было выявлено, что без продольной диаметральной переборки попадание в каждое машинное отделение (которые вместе составляют более 30 метров длины) или даже в единичном случае при повреждении борта вблизи поперечной переборки, разделяющей машинные отсеки, вызовет их затопление и потерю хода. При этом, что естественно, увеличится количество принятой воды, а это в свою очередь вызовет большую осадку и потерю плавучести, не говоря уже о полученных разрушениях конструкций корпуса.

Установка переборки в диаметральной плоскости ограничила бы общий объем затоплений - одно или два машинных отделения с одного борта. Естественно, что при этом в рабочем состоянии сохранялась часть энергетической установки - незатопленными  оставались 50 или 75% площади. Вдобавок, переборка увеличивала продольную прочность и жесткость корпуса. Но, с другой стороны, такая переборка имеет серьезный недостаток - при повреждениях с одного борта происходит прогрессирующее затопление, а значит быстрый и опасный крен с риском опрокидывания, С причем меры контрзатопления могут оказаться неэффективными или запоздалыми. Гибель многих линейных кораблей и броненосных крейсеров в Первую мировую и другие войны, включая гибель японского броненосца "Yashima" в русско-японскую войну была вызвана именно этой причиной (см. прим. 30).

Хотя капитан 2-го ранга Хирага возражал против установки диаметральной переборки, командование флота посчитало, что недостатки этой переборки могут быть устранены принятием эффективных мер по контрзатоплению - таких как перекачка воды между отсеками противоположных бортов, а также применение устройств, обеспечивающих быстрое затопление бортовых отсеков. В результате, по проекту "Furutakа", диаметральная переборка все-таки была установлена в машинных отсеках; первоначально переборку провели через машинное и оба кормовых котельных отсека, образовав в сумме шесть отделений:
№1 - два котла (без переборки);
№2 - четыре котла (без переборки);
№3 - два котла по левому борту;
№4 - два котла по правому борту;
№5 - один котел по левому борту;
№6 - один котел с правого борта.

Однако в ходе постройки переборку провели через котельное отделение №2, образовав 7-е отделение (см.часть 2, п.6.2.).

Установка диаметральной переборки в машинных отсеках была распространена и на последующие проекты крейсеров класса "А", а также на более поздние проекты, как крейсеров и авианосцев, так и крупных минных заградителей и даже (касательно машинных отделений) эскадренных миноносцев, например "Special type" (тип "Fubuki").

4. ВООРУЖЕНИЕ.

При завершении постройки вооружение кораблей состояло из шести 200-мм орудий в одноорудийных полубашнях, четырех 80-мм зенитных орудий в одноорудийных установках, двух 7,7-мм пулеметов "Lewis" и двенадцати 610-мм торпедных аппаратов в шести спаренных поворотных установках.

4.1. ГЛАВНЫЙ КАЛИБР.

               Характеристики орудия

Орудие было разработано инженером С. Хада (Engineer C. Hada). Работы велись конструкторским бюро в Куре (Kure Kaigun Kosho) с 1916 года. Испытано орудие было в 1921 году и принято на вооружение в 1924 году как "20-см орудие в 50 калибров" (50-cal. 3 Nendo Shiki 20-cm. Gun"). С 1931 года известно как "20-см орудие в 50 калибров марки 1" (50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm. Gun").

Корабли с 200-мм орудиями "50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm.Gun" (см. прим. 31):

"Furutaka" - "Kako" - одноорудийные установки типа "A";
 "Aoba" - "Kinugasa" - спаренные установки типа "C";
типа "Муоко" - спаренные установки типа "D";
 авианосцы "Када" и "Akagi" - одинарные установки "A.1" и спаренные "B".

Характеристики орудия "3 NENDO SHIKI 1 GO 20-cm"

Калибр ствола

200 мм (7,9")

Конструкция

полуобмоточная (Mk.l)

Казенная часть

качающаяся винтовая

Длина (наибольшая)

10,0 м (= 50 калибров)

Число нарезов

48

Вес (с казенной частью)

17,90 тонн

Скорость снаряда у дульного среза

870 м/сек

Давление в канале ствола (максимальное)

30 кг/кв.мм

Живучесть ствола

около 300 выстрелов

Скорострельность по проекту

5 выстрелов в минуту

Вес снаряда

110,00 кг

Вес заряда в шелковом картузе (Common - общий)

32,63 кг

Наибольшая дальность стрельбы / угол возвышения

 

одинарные установки типа "A" 20 км при 25 град.

спаренные установка типа "В"

28 км при 45 град.

спаренные установки типов "С" и "D"

26,7 км при 40 град.

Максимальный угол снижения

-5 град.

Характеристики орудийных установок и башен.

Одноорудийные установки модели "A" ("A-Model" -"A" Gata) располагались в так называемых полубашнях (semi-turrets - Jun-hoko) достаточно простой конструкции, полностью аналогичной 140-мм спаренным установкам крейсера "Yubari". Каждая полубашня весила 57,5 тонн и имела защиту из тонких листов высокопрочной стали "НТ":
25-мм листы - для скругленных лобовых частей;
19-мм листы - крыша;
6,4-мм листы - задняя стенка.

Использование шести одноорудийных полубашен общим весом 345 тонн вместо находившихся в разработке спаренных башен весом по 150 тонн (общий вес трех башен 450 тонн) позволило сэкономить около 100 тонн. Кроме того, их пирамидальное расположение в носу и в корме позволило разместить все установки в диаметральной плоскости, а значит сохранялся и 6-орудийный бортовой залп. Благоприятным было и распределение секторов действия орудийных газов при стрельбе.

Внутренний диаметр кольца роликовых опор - 3,2 метра. Разворот установки осуществлялся электромотором мощностью 14 л.с. Другой электромотор мощностью 8 л.с. использовался для подъема и снижения орудия. Орудийный станок весом 8,2 тонны оборудовали откатниками с масляной гидравликой, а возврат ствола после отката осуществлялся пневмоприводом (см. прим. 32). Загрузка и подъем снаряда с двумя зарядами в пеналах производились вручную (система свободного заряжения), при этом орудие приводилось в положение угла заряжения (возвышение ствола от 5 до 9 градусов).

Оглавление